14 ноября вышел последний эпизод 4го сезона замечательного немецкого сериала «Вавилон-Берлин», действие которого разворачивается в недолгий, но яркий исторический период Веймарской республики. Я его досмотрела и в этом посте делюсь впечатлениями по горячим следам.
С этим потрясающим, интересным, эстетически красивым, непередаваемо стильным и атмосферным сериалом я познакомилась в нынешнем 2022 году, досмотрела первые три сезона не так давно, и поэтому не так долго ждала продолжения, как те, кто смотрел «Вавилон-Берлин» по мере выхода. В этом смысле мне, конечно, повезло: хитросплетения сюжетных линий и развязки были еще свежи в памяти, и на первых сериях 4го сезона не пришлось мучительно вспоминать, кто это, с кем и зачем. Я просто вернулась в этот мир и вместе с героями вошла в новый 1930й год.
Создатели, среди которых очень известный режиссер и композитор Том Тыквер, поставили перед собой очень серьезную, амбициозную и немного пугающую задачу - показать Германию между мировыми войнами, раскрыть Веймарскую республику, о которой нам известно не так уж много. "Время джаза", гангстеров и сумасшедшей роскоши вкупе со вседозволенностью с одной стороны - и вопиющей нищеты, антисанитарии и высочайшей смертности в мирное время с другой. И весь этот контрастный, удивительный, сложно воспринимаемый период заканчивается неизбежным приходом к власти нацистов. И эту фатальную, беспощадную поступь рока под подошвами сапог коричневорубашечников не заглушит звук никакого джаза.
Именно в этом и заключается, на мой зрительский взгляд, самая сложная задача в создании этого сериала - показывать, как постепенно надвигается неизбежное и страшное будущее, которое еще никто не осознает, но нам-то, по ту сторону экрана, оно известно во всех его жестоких красках. Показывать глазами участников этих событий, которые, повторюсь, в лучшем случае ощущают смутную угрозу, но даже в самых смелых фантазиях не могут вообразить, что обрушится на их головы уже вот-вот. Показывать, что пока они продолжают танцевать, любить друг друга, жить, работать (или влачить жалкое существование от безработицы), все поступательно уходит от джаза дальше и дальше. Уходит к нацизму, который этот самый джаз запретит и начнет уничтожать - и если бы только его...
Я не хочу повторять свой предыдущий пост, где уже подробно рассказала, что из себя представляет этот сериал с художественно-эстетической и структурной точки зрения. Сосредоточусь на 4м сезоне. Он придерживается прежней структуры: основан на другом детективном романе Фолкнера Кучера, согласно сюжету которого в центре таинственное преступление. Расследованием, как и всегда, занят сотрудник полиции Гереон Рат, и это умело переплетен с реальными историческими реалиями того времени. Пока Абрам Голдшейн, более известный теперь как Эйб Голд, возвращается на историческую родину ради давних счетов и одного бриллианта, в НСДАП назревает раскол. Берлинское подразделение СА во главе с Вальтером Штеннесом (реальная историческая личность) хочет свергнуть "Мюнхенского австрияку". Набирающая силу и поддержку в верхах правительства нацистская братия, к которой еще в прошлом сезоне относились как к своре уличных псов, которых по настроению можно спустить. теперь уже совсем открыто устраивает погромы еврейских магазинов, пинками выгоняет неугодных посетителей из ресторанов, устраивает разного рода акции, показательные порки и казни, превращает суды в убийственный фарс, и им за это ничего не бывает - полиция предпочитает не вмешиваться, пока ей не скомандуют.
Несмотря на то, что основная линия крутится вокруг Голдшейна, не забыты и все остальные. Чем мне особенно нравится этот сериал, так это внимательностью к линиям и персонажам. Все арки из предыдущих частей обязательно завершатся, даже если поначалу вы этого не ждете и просто принимаете многое как данность. В 3м сезоне главной детективной линией были убийства актрис на съемках и разборки берлинских гангстеров - законченная логичным образом история. Но участников этих событий мы видим и в 4м, и финальные аккорды по их аркам прозвучат мощнейше - и с точки зрения зрелищности, и с точки зрения символизма, аллюзий. Джаз неумолимо уходит в прошлое, хоть этого еще никто и не осознает - но именно в этот период звезда джаза, его адепт, муза и живое воплощение, вынуждена покинуть Германию и переместиться в США. Так сложились ее личные обстоятельства, именно здесь, сейчас. Совпадение? Едва ли. В этом сериале их нет, есть отсылки, послания между строк, прямые и косвенные намеки, которые зритель в той или иной мере считает.
Не забыты даже маленькие сюжетные линии, которые, пожалуй, можно было бы и опустить - настолько это второй и даже третий план. Но сам факт, что и эти музыкальные фразы доиграны до смыслового конца, очень приятно впечатляет. Так, например, в прошлом сезоне нам показали биржевой крах, на котором погорели практически все, кроме наследника промышленного клана, чьи невротические идеи никто не воспринимал всерьез. Погорел и один из полицейских. Полностью. В четвертом сезоне это обстоятельство, а вместе с ним и именно этот персонаж играет неожиданно роковую роль, и понимание этой роли раскрывается только в конце. Ничто не забыто, никто не забыт - и даже если подзабудет зритель, ему напомнят. Это круто.
Я посмотрела 4й сезон буквально на одном дыхании и осталась им очень довольна. Так как, повторюсь, мои впечатления и ощущения от предыдущих сезонов были еще довольно свежи, могу сказать точно: 4й сезон абсолютно продолжает дух, размах и амбиции первых трех, держит планку на уровне, умело балансирует между эстетикой и эротикой, грязной изнанкой жизни и красотой души, насилием и романтикой, кровавой жестокостью и искренней теплотой, любовью и похотью. «Вавилон-Берлин» верен себе целиком и полностью. Главным героем этого дорогого, стильного сериала по-прежнему является атмосфера, дух исторических реалий той короткой, но яркой и самобытной эпохи - и этому веришь. Настолько, что ждешь следующие сезоны с нехорошим пониманием: для всех героев всё явно закончится плохо, очень плохо, трагично и без разночтений. Потому что никому из них нет места в грядущем нацистском мире - по тем или иным причинам. "Время джаза" закончится - и закончится абсолютно однозначным образом, таким, что весь мир содрогнется. Создателям предстоит нам это показать, а зрителям - пройти путь вместе с полюбившимися уже героями и встретить трагичный, безжалостный финал вместе.
Не знаю, сколько еще сезонов ждет впереди, по личным ощущениям, два, но точно не больше: 1933й год приближается, и, судя по темпу развития событий в 4м сезоне, танцевать осталось совсем недолго. Что ж, не остается ничего иного, кроме как на это посмотреть. Я, по крайней мере, полюбила «Вавилон-Берлин» всем сердцем и точно не оставлю эту историю. Так что по-прежнему настоятельно рекомендую к просмотру всем, кому близка тематика, дух того времени, джаз и взрослое, высоко художественное повествование в неонуарном, сугубо европейском (читай: не американском) кинематографическом стиле.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊