Как он стал самым влиятельным на ТВ?
Райана Мерфи описывают как самого плодовитого продюсера современности. Это не так уж далеко от истины: за последние 3 года у него вышло 7 новых сериалов (а еще у 5 шоу появилось продолжение) и 4 фильма в придачу. Мерфи знает цену времени и явно намерен отработать контракт с Netflix (рекордные $300 млн за 5 лет) на полную. Где еще ему позволят делать что душе угодно, ничем не ограничивая творчество? Ведь так было не всегда.
Мальчиком Райан ходил в католическую школу и мечтал стать Папой Римским! Мама говорила, что все возможно, но для этого ему нельзя грешить, а каждое утро нужно начинать с молитвы. Разумеется, у него не получалось: продюсер уверяет, что еще до начала школьных занятий он успевал согрешить пару-тройку раз.
Позднее Мерфи пошел в школьный хор и тот опыт позднее воплотит в одном из своих знаковых шоу: хите «Хор» (Glee). Тогда же подросток осознал свою гомосексуальность и по его словам успел перевстречаться с половиной футбольной команды. Примерно в это время он возглавлял небольшой фан-клуб Мэрил Стрип и вряд ли даже смел мечтать о том, что когда-то она снимется в его мюзикле!
Окончив школу, Райан поехал учиться в Университет Индианы на журналиста. Впоследствии он немало времени посвятил этой профессии и успел поработать в The Washington Post, Los Angeles Times и еще нескольких больших редакциях газет, разбросанных по всей стране. Мерфи писал про знаменитостей и брал у них интервью, что помогло ему наладить связи и впоследствии давать им читать свои сценарии.
Сценарным ремеслом он заинтересовался в середине 90-х, а уже в 1999 году запустил первое шоу – молодежную драмеди «Лучшие» про старшеклассниц и школьные проблемы. Сериал мало кто заметил, а вот следующая попытка удалась: драма о пластических хирургах «Части тела» понравилась публике, и Мерфи тогда получил первую «Эмми».
Вот только все это уже было на телевидении, а Мерфи хотел стать лучшим. Ему помог школьный опыт и любовь к пению: в 2009-м сериал «Хор» про внеклассные занятия пением вонзился в сердечко миллионов людей по всему миру. 19 номинаций на «Эмми», 42 млн продаж синглов – шоу про поющих старшеклассников покорило мир. Как так вышло? Хорошие голоса, актерская харизма, классные песни разных поколений и школьная драма во всех смыслах слова.
Но Мерфи увлекался еще и хоррорами: вместе с бессменным коллегой Брэдом Фалчуком он запустил антологию «Американская история ужасов». Каждый сезон посвящался своей теме: из дома ужасов действие перешло в психиатрическую лечебницу, а оттуда в ковен ведьм. Едиными были лишь любимцы продюсеров Сара Полсон, Эван Питерс и Джессика Лэнг, которые кочевали из сезона в сезон, воплощая все новые жуткие образы.
Формат антологии коллеги Мерфи и Фалчук перенесли и в биографическое шоу «Американская история преступлений». Там шоураннеры исследовали значимые преступления, которые в разное время волновали американскую общественность. Первый сезон затрагивал судебный процесс над футболистом О. Джеем Симпсоном, второй – убийство модельера Джанни Версаче, а последний – импичмент президента США Билла Клинтона после секс-скандала с Моникой Левински.
С годами Мерфи стал все больше затрагивать репрезентацию ЛГБТ-сообщества и вопросы равноправия. В его хите «Поза» сыграли более 50 квир-людей: возможно, именно поэтому шоу про жизнь ЛГБТ-персон в 80-х получилось столь честным и завоевало аудиторию. Продюсер не ограничивается лишь тематикой и актерами: он создал инициативу под названием Half, которая призвана отдать женщинам по крайней мере половину руководящих должностей в его шоу. Не прошло и года, как задача была выполнена – отныне его проекты курировало лишь 40% мужчин.
В 2018 году к Мерфи обратился Netflix и предложил беспрецедентные условия: 300 млн долларов, 5 лет эксклюзивного контента для стриминг-площадки и полная творческая свобода. При этом гигант не ограничивал Мерфи в создании новых сезонов популярных шоу для 20th Television вроде «Американской истории ужасов» и «911 службы спасения».
С тех пор Мерфи ежегодно выпускает прорву контента довольно разного качества и глубины проработки. На раскритикованные «Американские истории ужасов» и «Выпускной» приходятся мегауспешные «Монстр: История Джеффри Дамера» и «Рэтчед». А в прошлом году шоураннер подписал контракт с каналом FX и компанией 20th Television, что гарантирует зрителям еще много сезонов «Американской истории ужасов» и других антологий FX. Кажется, Мерфи намерен еще долго трудиться и выдавать довольно разные проекты, что нам только на руку.
Еще по теме «По-мужски» с Лапенко – самый депрессивный фильм года. Но смотреть нужно Субъективный топ всех live-action ремейков Disney. Что они сделали с Симбой? Остров в LOST реален, это не ад. Заблуждение опроверг сам сценарист шоу