Найти в Дзене

Как в 1926 году убивали комсомольцев на Псковщине

Возвращаюсь к полюбившейся мне теме криминала на Псковщине и в этот раз следы преступления ведут нас из Пскова в деревню Лобаны Псковского уезда, где 3 января 1926 года на деревенской гулянке произошло убийство комсомольца Яковлева.

Повторюсь, что само убийство произошло 3 января 1926 года, а приговор убийцам был вынесен 13 июля 1926 года. Суд проходил в Пскове и длился пять дней.

Случившееся убийство привлекло к себе внимание не только судебно-следственных органов, но и комсомольской общественности. Его обсуждали на комсомольских собраниях и в резолюциях не только осуждали и клеймили убийц, но и делали выводы об укреплении идеологии и дисциплины в своих рядах (что-то это мне напоминает и кажется в современности мы с подобным уже сталкивались).

Накануне перед коммунистической партией, перед судебными и комсомольскими и органами была поставлена задача не просто бороться с хулиганством и убийствами среди молодежи, но выявлять для серьезного расследования и беспощадного искоренения те убийства, которые возникают на политической почве: сведения старых, может быть еще отцовских, счетов. В постановлении особо отмечалось: если среди мотивов конфликта нет ревности, ограбления и совместного пьянства.

-2

Расследуя дело о гибели комсомольца Яковлева, следственные органы так и поступили. Они распутали паутину лжи обвиняемых и «обработанных» ими свидетелей, которые хотели представить преступление как традиционное убийство на гулянке. Усилиями дознавателей убийство не потерялось в общей массе уголовных дел: убийств, драк, пьянства и хулиганства, потому что имело классовую и политическую подоплеку.

Обстоятельства убийства поначалу выглядели обычными. В деревенском доме собралась на вечеринку молодежь. Выпивали, играли, танцевали. Туда пришел со своими друзьями и товарищ Яковлев – студент Ленинградского университета, приехавший на каникулы. Возникла ссора, в результате которой он был смертельно ранен в живот из обреза и получил ножевые удары в плечо. Односельчане отправили его в Псковскую больницу, где он и умер на следующий день.

Рассказывая о произошедшем, свидетели противоречили друг другу. Товарищи Яковлева утверждали, что студент шел на гулянку с целью провести беседу о вреде пьянства и хулиганства (какой самонадеянный молодой человек). Также они утверждали, что нападающие после драки гнались за ними, стреляя из обреза.

Подозреваемые, «явно сговорившись о даче одинаковых показаний», утверждали, что компания Яковлева «ворвалась в общество», устроила скандал и первой начала драку. Пытаясь дискредитировать комсомольцев, они запугали односельчан, внушили им нужные показания и даже собрали письменные положительные характеристики на обвиняемых, которые подписали 230 человек.

Следствие быстро определило типы и политические физиономии убийц. Усанов и Батвин – кулацкие дети, родственники которых были белогвардейцами. Блинов – не кулак, но активный хулиган уже не раз «пробовал свой нож на теле бедняцкой молодежи». Самый младший 17-летний Степанов находился под влиянием обвиняемых, которые активно спаивали его самогоном.

Хозяева дома, где проходила гулянка тоже скрывали убийц и давали ложные показания.

Следствие сделала вывод, что побудительным мотивом к преступлению была месть к компании Яковлева за революционную работу. В деревне обнаружен кулацкий сговор, и преступление носит политический характер.

Репортер писал прямо с процесса:

«Осужденные, молодые, но грамотные, развитые и твердые по характеру парни, всячески возражали против квалификации убийства как террористического акта».

От него же узнаем о приговоре, носившем тоже «классовый характер». Кулацкие дети Батвин и Усанов приговорены к расстрелу, заблудшая беднота и хулиганы Блинов и Степанов к 10 годам лишения свободы, хозяева дома, где проходила вечеринка к 1 году лишения свободы. В приговоре была дана оценка и «вражеским элементам» и «кулацким подпевалам» и «изощренной классовой лжи».

-3

В Пскове и в области прошли многочисленные комсомольcкие собрания, на которых был сделан практический вывод, зафиксированный в «Спутнике большевика»:

«Необходимо широкое разъяснение в деревне обстоятельств убийства т. Яковлева и того приговора, который вынесен убийцам. Пусть знают все, что огнем и железом будут стерты с лица земли те, кто мешает деревне и ее лучшим представителям строить новую жизнь: «худая трава из поля вон!»