В разные годы Российская империя могла присоединить к своим территориям Мальту, Кувейт, Новую Гвинею, Манчжурию, Мадагаскар и даже Гавайи, но не делала этого по разным причинам. В одних случаях присоединению препятствовала нехватка финансов, в других ― нерасторопность и лень российских дипломатов, в третьих ― банальный страх испортить отношения с крупными странами типа США.
Мальта
Мальту собирался присоединить еще император Павел I в декабре 1798 года. Он объявил себя великим магистром мальтийского ордена, а Мальту ― новой частью Российской империи. Император взял Мальту под защиту.
В его планах было создание военно-морской базы, обеспечивающей интересы Российской империи в южной части Европы и Средиземном море. Наличие военной базы на острове позволило бы разрешить конфликт, происходящий в данном регионе между Францией, Турцией и Англией. В марте 1801 года Павел I был убит, его же сын Александр I отказался от идеи присоединения Мальты. В 1814 году Мальта перешла под влияние англичан, которые основали там военно-морскую базу и колонию.
Кувейт
В конце XIX века началось строительство железнодорожной магистрали, по пути Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт. Постройка железной дороги стала оной из предпосылок для начала Первой мировой войны, так как в регионе произошло столкновение интересов Российской империи, Франции и Германии. Строить дорогу начала Германия, но из-за недостатка финансирования ей пришлось подключить к работам Францию. 23 января 1899 года Великобритания и шейх Кувейта Мубарак подписали договор, в соответствии с которым Кувейт не должен был допускать на свои территории представителей или правителей других стран, не уведомив об этом Великобританию.
Такой договор не устраивал Мубарака, потому в апреле 1901 году он обратился в русское консульство, попросив покровительства Российской империи для Кувейта. Уже в мае того же года шейху было отказано, ведь Россия не хотела портить отношения с англичанами и турками.
Новая Гвинея
Историко-культурные связи Российской империи и Папуа ― Новой Гвинеи берут начало с осени 1871 года, когда Николай Миклухо-Маклай приехал на северо-восток острова Новая Гвинея.
До визита Миклухо-Маклая, остров уже давно был открыт европейцами, но его территория официально никому не принадлежала. Папуасы хорошо отнеслись к путешественнику, ведь он не стрелял по ним из «огненной палки», а помогал лечиться и обрабатывать землю. Туземцы признали Миклухо-Маклая главным, разрешили распоряжаться их землями, которые он окрестил Берегом Маклая. Путешественник написал множество писем в Петербург, с призывами удержать остров под протекцией Российской империи.
Только вот император Александр II считал иначе. Комиссия, которую он отправил на остров, решила, что Новая Гвинея бесперспективна в плане торговли и мореходства. После этого остров сразу поделили между собой Германия и Британия.
Гавайи
В 1805 году первые русские корабли под командованием Лисянского и Крузенштерна посетили Гавайские острова. На острове было два враждующих между собой местных. Король Каумуалии на тот момент долгое время безуспешно воевал со вторым королем ― Камеамеа, потому попросил защиты у «большого белого вождя» России.
Каумуалии, в 1816 году, через представителя Русско-американской компании Шеффера, поклялся в верности императору Александру I, попросив его взять острова под покровительство. Король передал русским более 5 сотен воинов для завоевания островов и рабочих для строительства крепостей.
До Петербурга весть о том, что в Российской империи возникла новая территориальная единица, дошла спустя почти год. Александр I был уверен, что присоединение Гавайев подтолкнет Англию к захвату колоний Испании, а также может навредить взаимодействию с США. Каумуалии ждал помощи от России до 1818 года. Не получив ее, он вынудил русских покинуть Гавайи.
Маньчжурия
На рубеже XIX-XX веков Россия, пытаясь упредить угрозу китайской экспансии, планировала присоединить к себе Маньчжурию — так называемый проект «Жёлтороссия». Но военный министр России А.Н. Куропаткин был против «азиатской программы» с позиции силы. Он предлагал осуществлять политику сдерживания, полагая, что Россия уже достигла своих «естественных» границ и надо укреплять страну изнутри, а не замахиваться на новые территории.
Министр финансов граф Сергей Витте тоже задумывался об освоении дальневосточных земель, но не силой, а техническими методами. Он хотел соединить центр России с периферией железными дорогами. В 1891 году началась закладка Транссибирской магистрали, а в 1896, был заключен союзнический договор о строительстве Китайско-Восточной железной дороги, призванной соединить Владивосток и Сибирь и тем самым способствовать мирной колонизации Маньчжурии. Одновременно озвучивалась идея о том, что после присоединения Манчжурии, Российская империя могла бы присвоить себе Корею.
Однако Витте также небезосновательно полагал, что в случае присоединения Манчжурии к России ассимилироваться придется не трём сотням миллионов китайцев с иной верой и языком, а русским.
По факту, северная часть Манчжурии некоторое время находилась под влиянием России. Но после поражения в русско- японской войне Манчжурия, часть Транссиба, Сахалина и Кореи были потеряны Российской империей и перешли под японское влияние.
Мадагаскар
В начале XVIII века Петр I планировал колонизацию африканского континента. Целую Африку присоединить было бы сложно, потому император остановился на острове Мадагаскар. «Мадагаскарское королевство» тогда находилось под правлением капитана пиратов Эйвери. Пётр планировал навести с ним дипломатические отношения.
Для этого российский император в 1723 год отправил к Мадагаскару два фрегата. Но ещё даже не покинув Балтийское море, они вынуждены были вернуться: у одного были выявлены проблемы с остойчивостью, у другого ― течь. Повторно корабли так и не были отправлены. Петр I умер в 1725 году и об экспедициях на Мадагаскар, требующих солидных вложений средств, больше никто не вспоминал.
Если есть, что добавить, пишите в комментариях и не забывайте про мой Телеграм для своих. А вот ещё несколько интересных статей: