— Ты куда собралась, малыш? — спрашиваю я у четырехлетней дочки. Она собрала своих кукол, взяла их наряды и старательно тащит все это в ванную.
— Хочу познакомить тетю с Лялей и Сиреной. И показать ей их наряды.
— Какую тетю???
— Красивую. С черными волосами. Она меня ждет в ванной. Она моя подружка...
Сейчас дочке десять, она не помнит эту историю. И другие подобные, от которых волосы у меня на голове вставали дыбом. Спасибо мужу, на мою панику он всегда реагировал с философски и с юмором:
— Ну успокойся, у нас же кот, ты в курсе, что коты чувствуют потустороннее присутствие? Он бы как минимум зашипел.
Тогда я посмотрела на мирно посапывающего кота и как-то сразу успокоилась. Понимаю, как это звучит. Я здравомыслящий человек, но кто из нас не смотрел фильмы ужасов?
Дочка подросла, и я уже почти забыла, что в нашей жизни были истории дружбы с призраками и привидениями.
В то время я думала о том, какое же невероятное воображение у моей дочери. Кстати, я тоже всегда отличалась богатой фантазией, именно поэтому мне было так сложно просто отмахнуться от ее слов. Я начинала думать, воображение разгонялось, и становилось по-настоящему страшно.
А недавно мне на глаза попалась статья о том, могут ли дети на самом деле видеть призраков. И я снова вспомнила все свои страхи и сомнения.
Что ж, оказывается, моя дочка в большой компании. Ведь от 30 до 50 процентов всех детей в тот или иной момент своей жизни заводят воображаемых друзей. И чем больше в семье обсуждаются темы о сверхъестественном, чем больше фильмов и историй об этом ребенок увидит или услышит, тем больше вероятность, что малыш заведет себе личного Каспера.
Вера детей в потусторонние силы, волшебников и духов очень тесно связана с окружением. Она быстро зарождается, и так же быстро проходит. Например, если спросить у ребенка, верит ли он в Деда Мороза, то вероятность положительного ответа будет куда выше 29 декабря, чем 29 августа, потому что перед праздником верить в чудеса хочется куда сильнее.
Кстати, психологи говорят, что родители обычно недооценивают способность детей разделять фантазии и реальность. К моменту, когда многие дети способны выдумать воображаемого друга, они, как правило, уже знают, что он не настоящий.
Что делать, если ваш ребенок видит “призраков”?
Все зависит от того, чего вы хотите добиться. Если разубедить ребенка в том, что привидения существуют, то действовать вы будете иначе, чем тот, кто хочет просто успокоить испуганного малыша.
Казалось бы, проще всего сказать ребенку, что призраков не существует. Однако, этот метод не очень хорошо работает. Дети, как правило, и так знают, что монстры не живут под кроватью, но это совсем не мешает им бояться.
Специалисты советуют попробовать такой способ: предложите ребенку подробно описать призрака, которого он видит. И если у существа есть страшная черта, например, острые зубы, предложите представить, что зубы выпали, и призрак стал выглядеть смешно и не так страшно.
Как правило, отсутствие страха станет первым шагом на пути к тому, чтобы совсем перестать видеть воображаемых монстров.
А что же делать с добрыми воображаемыми друзьями? В этом случае психологи советуют не волноваться. То, что у ребенка есть воображаемый друг, вовсе не значит, что он несчастен и одинок в реальной жизни. Оказывается, придуманные товарищи по играм могут сослужить ребенку добрую службу: помочь развить уверенность в себе и эмоциональный интеллект.
Дети принимают решения за воображаемых друзей, пытаются поставить себя на место других детей, прорабатывают ситуации.
Такая фантастическая дружба может стать для родителей окошком в эмоциональный мир ребенка. Благодаря ей, вы узнаете, что ребенок переживает в настоящий момент, над какими ситуациями думает и работает, чего боится и о чем мечтает.
Автор: Наши Дети с использованием материалов The parents
Фотография: Edi Libedinsky, Unsplash