Слушай и зубри — это точно не про Нидерланды. Анализируй и ищи выход — вот девиз нидерландских вузов. Здесь поощряют свободомыслие, самостоятельность и находчивость. Преподаватели не вливают информацию в головы студентов, а создают условия, в которых они сами приходят к новым знаниям.
В частности, во время решения проблем. Такая система обучения называется problem-based learning.
Что такое проблемное обучение
Образовательную систему Нидерландов можно описать как интерактивную, бизнес-ориентированную и сфокусированную на взаимодействии и групповой работе. Качество образования страны признают во всем мире благодаря методике problem-based learning, или проблемное обучение.
Во всех университетах Нидерландов применяют PBL, но больше всего акцент на эту методику делают в Wageningen University and Research, Erasmus University Rotterdam и Maastricht University.
В основе методики problem-based learning (PBL) лежит идея о том, что информация усваивается намного эффективнее, если учащийся сам последовательно «конструирует» свое знание о предмете, а не пассивно потребляет его.
Объясним на примере, который предложил педагог Гарольд Ридель:
«Альпинист планирует покорить неизвестную ему вершину. Он обращается за помощью к опытному гиду, который уже не раз взбирался на эту гору. Тот ему объясняет, по какому маршруту лучше идти и чего стоит опасаться на подъеме. В итоге альпинист успешно выполняет задачу, используя данные ему знания».
Это пример традиционного обучения. Оно проходит по такой схеме:
- Студенты получают необходимую для решения проблемы информацию.
- Запоминают ее.
- Затем используют данные для решения проблемы.
«А вот второй альпинист. Он также хочет взобраться на новую для него вершину. Но в отличие от первого, опытного гида рядом с ним нет. Он начинает анализировать проблему самостоятельно, думает, что ему нужно учесть, чтобы покорить гору: качество почвы, погода, склоны и ущелья на пути к цели.
Затем он начинает восхождение: сталкивается с разными препятствиями, опирается на свой опыт и наблюдения, чтобы их преодолеть, запоминает новую информацию, которая пригодится для последующих восхождений, и в конце концов находит лучший путь и добирается до вершины».
Так и проходит обучение по системе проблемное обучение:
- Перед студентами стоит проблема, которую они должны решить.
- Они ее анализируют, пытаются понять, что им нужно знать, чтобы справиться с этой проблемой, изучают доступные им данные.
- За время подготовки и работы они разрабатывают несколько подходов к решению проблемы и в процессе получают и закрепляют необходимые знания.
Как проходят занятия по методике проблемного обучения
Самую активную роль во время занятий PBL играют студенты. Они работают в небольших группах, участвуют в практических тренингах и посещают лекции, хоть и (намного) меньше, по сравнению со студентами традиционного обучения. Большую часть времени материал объясняет не преподаватель, а сами учащиеся во время обсуждений и работы над заданием.
Problem-based learning может проходить в самых разных форматах. Вот некоторые из них:
Проектное обучение. В течение длительного времени студенты работают над одним проектом — изучают литературу и доступную информацию, применяют ее и проводят эксперименты. Весь процесс контролирует куратор проекта.
Семишаговый подход. Студенты в группе из 11-15 в течение недели работают над одной реальной и актуальной задачей и проходят семь шагов:
- изучают проблему и проясняют непонятные моменты и термины, и убеждаются, что задача ясна,
- анализируют, какие вопросы нужно изучить, чтобы решить проблему,
- проводят мозговой штурм, выясняют, что они уже знают, предлагают возможные решения,
- структурируют результаты мозгового штурма,
- формулируют вопросы, которые им нужно изучить, чтобы выполнить задачу, и распределяют их между собой,
- самостоятельно изучают свои вопросы,
- делятся полученной информацией.
Обучение в этом формате циклично. После завершения седьмого шага студенты возвращаются к первому и повторяют весь процесс до тех пор, пока не решат задачу. Если что-то тормозит работу, они обращаются к преподавателю за помощью.
Плюсы проблемного обучения
Есть несколько причин, почему PBL работает и почему стоит организовывать учебный процесс вокруг реальных проблем и задач:
- Мотивация. Обучение посредством обсуждения проблемы гораздо интереснее. У студентов появляется реальная мотивация: есть задача, и чтобы ее решить, им нужно изучить материал.
- Практика. Здесь учащиеся работают над реальными проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем во время работы. Они видят, как знания, которые они получают, можно использовать на практике и сразу же применяют их.
- Активизация существующих знаний. Человек усваивает новые знания намного лучше, если перед началом обучения сначала вспоминает, что уже знает о проблеме. Такая активизация уже имеющихся знаний готовит мозг к восприятию новой информации. Этим и занимаются студенты на этапе мозгового штурма в семишаговом подходе.
- Переработка знаний. Полученные знания закрепляются в памяти намного лучше, если вы объясняете их или обсуждаете с другими людьми. Во время PBL студенты постоянно обмениваются новой информацией.
- Самостоятельность. Знания здесь студенты добывают сами, а не ждут, когда же преподаватель им все разъяснит. Они ответственны за свое собственное образование.
Минусы проблемного обучения
Но как бы хороша эта методика не была, недостатки у нее все же есть:
- Времязатраты. Такой формат обучения требует больше времени. Гораздо быстрее прочитать одну лекцию за 90 минут, чем давать студентам неделю для работы над одной задачей.
- Стресс. Обучение в этом формате не структурировано, хаотично. У некоторых студентов такая неопределенность может вызывать беспокойство.
- Зависимость от группы. Эффективность этого обучения не всегда однозначна и зависит от членов группы. Если кто-то не выполняет свою часть задания, понимает что-то неверно или провоцирует конфликт, от этого страдают остальные студенты.
- Количество информации. Для решения проблемы студенты разыскивают конкретную информацию. Поэтому есть риск, что они упускают другие важные моменты, которые также могут относиться к теме.
- Релевантные задачи. Не всегда можно подобрать подходящую задачу или проблему. Поэтому некоторые темы все же нужно объяснять в традиционном формате.
Автор: Елизавета Жирнова
Подбор программ и помощь в поступлении за границу: unipage.net
Бесплатная консультация по телефону +7 (499) 677-18-64 (Россия) / +38 (44) 331 84 91 (Украина) / + 77 (27) 312 37 44 (Казахстан)