Найти тему

Решай проблемы! — Problem-based learning в Нидерландах

Оглавление

Слушай и зубри — это точно не про Нидерланды. Анализируй и ищи выход — вот девиз нидерландских вузов. Здесь поощряют свободомыслие, самостоятельность и находчивость. Преподаватели не вливают информацию в головы студентов, а создают условия, в которых они сами приходят к новым знаниям.

В частности, во время решения проблем. Такая система обучения называется problem-based learning.

Что такое проблемное обучение

Образовательную систему Нидерландов можно описать как интерактивную, бизнес-ориентированную и сфокусированную на взаимодействии и групповой работе. Качество образования страны признают во всем мире благодаря методике problem-based learning, или проблемное обучение.

Во всех университетах Нидерландов применяют PBL, но больше всего акцент на эту методику делают в Wageningen University and Research, Erasmus University Rotterdam и Maastricht University.

В основе методики problem-based learning (PBL) лежит идея о том, что информация усваивается намного эффективнее, если учащийся сам последовательно «конструирует» свое знание о предмете, а не пассивно потребляет его.

Объясним на примере, который предложил педагог Гарольд Ридель:

«Альпинист планирует покорить неизвестную ему вершину. Он обращается за помощью к опытному гиду, который уже не раз взбирался на эту гору. Тот ему объясняет, по какому маршруту лучше идти и чего стоит опасаться на подъеме. В итоге альпинист успешно выполняет задачу, используя данные ему знания».

Это пример традиционного обучения. Оно проходит по такой схеме:

  1. Студенты получают необходимую для решения проблемы информацию.
  2. Запоминают ее.
  3. Затем используют данные для решения проблемы.

«А вот второй альпинист. Он также хочет взобраться на новую для него вершину. Но в отличие от первого, опытного гида рядом с ним нет. Он начинает анализировать проблему самостоятельно, думает, что ему нужно учесть, чтобы покорить гору: качество почвы, погода, склоны и ущелья на пути к цели.

Затем он начинает восхождение: сталкивается с разными препятствиями, опирается на свой опыт и наблюдения, чтобы их преодолеть, запоминает новую информацию, которая пригодится для последующих восхождений, и в конце концов находит лучший путь и добирается до вершины».

Так и проходит обучение по системе проблемное обучение:

  1. Перед студентами стоит проблема, которую они должны решить.
  2. Они ее анализируют, пытаются понять, что им нужно знать, чтобы справиться с этой проблемой, изучают доступные им данные.
  3. За время подготовки и работы они разрабатывают несколько подходов к решению проблемы и в процессе получают и закрепляют необходимые знания.

Как проходят занятия по методике проблемного обучения

Самую активную роль во время занятий PBL играют студенты. Они работают в небольших группах, участвуют в практических тренингах и посещают лекции, хоть и (намного) меньше, по сравнению со студентами традиционного обучения. Большую часть времени материал объясняет не преподаватель, а сами учащиеся во время обсуждений и работы над заданием.

Problem-based learning может проходить в самых разных форматах. Вот некоторые из них:

Проектное обучение. В течение длительного времени студенты работают над одним проектом — изучают литературу и доступную информацию, применяют ее и проводят эксперименты. Весь процесс контролирует куратор проекта.

Семишаговый подход. Студенты в группе из 11-15 в течение недели работают над одной реальной и актуальной задачей и проходят семь шагов:

  1. изучают проблему и проясняют непонятные моменты и термины, и убеждаются, что задача ясна,
  2. анализируют, какие вопросы нужно изучить, чтобы решить проблему,
  3. проводят мозговой штурм, выясняют, что они уже знают, предлагают возможные решения,
  4. структурируют результаты мозгового штурма,
  5. формулируют вопросы, которые им нужно изучить, чтобы выполнить задачу, и распределяют их между собой,
  6. самостоятельно изучают свои вопросы,
  7. делятся полученной информацией.

Обучение в этом формате циклично. После завершения седьмого шага студенты возвращаются к первому и повторяют весь процесс до тех пор, пока не решат задачу. Если что-то тормозит работу, они обращаются к преподавателю за помощью.

Фото: unsplash
Фото: unsplash

Плюсы проблемного обучения

Есть несколько причин, почему PBL работает и почему стоит организовывать учебный процесс вокруг реальных проблем и задач:

  • Мотивация. Обучение посредством обсуждения проблемы гораздо интереснее. У студентов появляется реальная мотивация: есть задача, и чтобы ее решить, им нужно изучить материал.
  • Практика. Здесь учащиеся работают над реальными проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем во время работы. Они видят, как знания, которые они получают, можно использовать на практике и сразу же применяют их.
  • Активизация существующих знаний. Человек усваивает новые знания намного лучше, если перед началом обучения сначала вспоминает, что уже знает о проблеме. Такая активизация уже имеющихся знаний готовит мозг к восприятию новой информации. Этим и занимаются студенты на этапе мозгового штурма в семишаговом подходе.
  • Переработка знаний. Полученные знания закрепляются в памяти намного лучше, если вы объясняете их или обсуждаете с другими людьми. Во время PBL студенты постоянно обмениваются новой информацией.
  • Самостоятельность. Знания здесь студенты добывают сами, а не ждут, когда же преподаватель им все разъяснит. Они ответственны за свое собственное образование.

Минусы проблемного обучения

Но как бы хороша эта методика не была, недостатки у нее все же есть:

  • Времязатраты. Такой формат обучения требует больше времени. Гораздо быстрее прочитать одну лекцию за 90 минут, чем давать студентам неделю для работы над одной задачей.
  • Стресс. Обучение в этом формате не структурировано, хаотично. У некоторых студентов такая неопределенность может вызывать беспокойство.
  • Зависимость от группы. Эффективность этого обучения не всегда однозначна и зависит от членов группы. Если кто-то не выполняет свою часть задания, понимает что-то неверно или провоцирует конфликт, от этого страдают остальные студенты.
  • Количество информации. Для решения проблемы студенты разыскивают конкретную информацию. Поэтому есть риск, что они упускают другие важные моменты, которые также могут относиться к теме.
  • Релевантные задачи. Не всегда можно подобрать подходящую задачу или проблему. Поэтому некоторые темы все же нужно объяснять в традиционном формате.

Автор: Елизавета Жирнова

Подбор программ и помощь в поступлении за границу: unipage.net
Бесплатная консультация по телефону +7 (499) 677-18-64 (Россия) / +38 (44) 331 84 91 (Украина) / + 77 (27) 312 37 44 (Казахстан)