"Как тебе не стыдно? Что ты наделал!" - часто говорят родители и учителя. Кажется, что эти слова являются конструктивным элементом воспитания, взывают к совести ребенка, учат отличать плохое от хорошего. Да, это так и есть. Но с чувством стыда не стоит перебарщивать. Почему нельзя навязывать ребенку чрезмерное чувства стыда? Попробую объяснить в этой статье. Дочитайте ее до конца, именно в конце я дам психологические рекомендации влияния на ребенка, когда он провинился, не навязывая ему при этом чувство стыда.
Когда мы навязываем это чувство, говоря ему фразу "как тебе не стыдно", ребенок считывает это так: "Я какой-то плохой. Я неправильный. Со мной что-то не так! Мне стыдно!" Это формирует его личность. Он в принципе не думает о ситуации, в которой он провинился, не делает никаких выводов из нее. Мы его пристыдили, и ребенок немного замкнулся на этом чувстве и на том, что он плохой.
Потом таким детям бывает стыдно выступать на публике, стыдно попросить о помощи, стыдно отпроситься в туалет. Чувство стыда постоянно преследует их, когда они подрастут.
Знаю одну девочку, которая выросла с хроническим чувством стыда, потому что в детстве ее просто застыдили родители по любому поводу. Не помогла маме в уборке - "как тебе не стыдно? Маме нужно помогать!" Не попросилась в детском саду на горшок - "как тебе не стыдно! Ты такая большая, а всё в штаны..." Не попросила прощения - "как тебе не стыдно! Поступила плохо, и не извиняешься!" Поставили в угол за плохое поведение (а девочка в 4 классе училась) - "как тебе не стыдно! Такая большая и в углу стоишь!" Мама говорила эти слова часто на людях, чтобы усилить в дочери чувство стыда.
Девочка эта уже учится в институте, но настолько она робкая и забитая. Отвечать на лекциях и семинарах боится. Это, конечно, может быть ее индивидуальной особенностью личности, но родительское воспитание тоже повлияло на это.
Как правильно стыдить
Когда стыдим ребенка прилюдно, это наиболее негативно сказывается на его будущей жизни.
Можно основываться не на чувстве стыда, а на чувстве вины. Когда ребенок сделал что-то не так, родители могут показать свою реакцию, неодобрение. Тогда малышу станет не по себе. У него само собой возникает чувство вины. Он видит, что он виноват.
И этого достаточно. Не надо усугублять это чувство, ведь наша задача чему-то научить ребенка, а не сделать его плохим.
Он почувствовал свою вину, вы это увидели в его взгляде или поведении, что дальше? А дальше надо обсудить с ним возникшую ситуацию.
Посмотри, ты сделал то-то и то-то, и теперь кому-то неприятно. Давай подумаем, как это можно исправить. Как извиниться? Что ты будешь делать в следующий раз, когда такое повторится? Как можно было избежать этого конфликта?
Этим мы учим ребенка учиться на своих ошибках, делать выводы из негативных ситуаций. Именно тогда будет происходить развитие ребенка, а не наоборот.
Посыл должен быть не "тебе не стыдно, ты плохой", а "да, это произошло, но это можно исправить и чему-то научиться".
Например, мальчик ударил другого мальчика. Мама при этом говорит не "как тебе не стыдно, ты невоспитанный и ужасный", а "ты разозлился и ударил мальчика, ему больно сейчас. Правильно ли ты поступил? Нужно попросить прощения. А что ты будешь делать в следующий раз, когда разозлишься? Ты можешь об этом сказать".
Тут родителям важно ответить для себя на вопрос: вы хотите, чтобы ребенок почувствовал себя плохим, или чтобы он развивался и учился исправлять свои ошибки? Ведь когда мы стыдим, то ребенок чувствует себя плохим. Со временем у него возникнет чувство никчемности. Он будет соответствовать тому, о чем ему говорят. Как в моем примере о забитой девочке в институте.
Поэтому лучше находить пути для развития своего ребенка и избегать по возможности фраз "как тебе не стыдно".
Подписывайтесь, будем учиться вместе!