Найти в Дзене
VIKENT.RU

Определяющая роль наставника в жизни Выготского

Оглавление

В. П. Зинченко в своих недавних очерках выявляет черты родства между психологией развития Л.С. Выготского и поэтикой О. Мандельштама. Подобные сопоставления кажутся особенно перспективными в историческом плане, применительно к пониманию культурных (и в частности, научных) процессов 1910-х и 20-х гг. Наука — часть культуры; обе владеют одним наследством, имеют одни иллюзии и разделяют одну судьбу. Снимая различия между областями культуры, такое понимание ищет историческое родство науки, искусства, политики и современной им обыденной жизни. Оно показывает культурную относительность там, где виделись научные открытия абсолютной значимости.

1 http://vomske.ru/images/news/orig_6474ea74885f7ea952d6966f24064540.jpg
1 http://vomske.ru/images/news/orig_6474ea74885f7ea952d6966f24064540.jpg

Принципиальным замыслом акмеизма было воссоединение природы и культуры, — снятие оппозиции, которую символизм преувеличил до безумия. В своем манифесте «Утро акмеизма» О. Мандельштам писал: «Мне не хотим развлекать себя прогулкой в „лесу символов“, потому что у нас есть более девственный, более дремучий лес — божественная физиология, бесконечная сложность нашего темного организма». В его мечтах эта «божественная физиология» была тем же, что и «органическая поэтика»: обе мыслились как некие естественные, «биологические» науки о слове-плоти и организме-культуре. [...]

Поэзия раннего О. Мандельштама в большой степени сосредоточена на этой важнейшей и для Л. С. Выготского проблеме слова и того, что стоит за ним. «Слово — плоть и хлеб, — пишет О. Мандельштам. Таков (для него) русский язык — «непрерывное воплощение и действие разумной и дышащей плоти». И курсивом: «поэтому русский язык стал именно звучащей и говорящей плотью». То же и в стихах: «Я слово позабыл, что я хотел сказать. И мысль бесплотная в чертог теней вернется, — цитирует Л. С. Выготский. Итак, мысль без слова становится бесплотной. Слово — плоть мысли.

Позиция психолога в отношении основной проблемы его науки казалась Н. Я. Мандельштам более «рационалистической»; но по сути своей она была той же, что и позиция поэта. Эпиграф из О. Мандельштама, поставленный на центральное место «Мышления и речи», сполна отражает это родство идей. [...]

У Ф. Ницше и символистов кризис культуры, сомневающейся в своих рациональных основах, звучал как музыка, высшее искусство, не нуждающееся в словах. Но скоро музыка превратится в тот «шум», который А. Блок слышал в революции, и потребность в словах, объясняющих крушение жизни, возродится с неведомой ранее силой. [...] У Л. С. Выготского та же интуиция принимает форму «первоначального единства сенсорных и моторных процессов, — единства натурального, свойственного и детям, и животным, которое «распадается в процессе культурного развития (...) с тех пор, как слово вдвигается» внутрь. Знаковая же организация, как помнит любой студент, которого учили «по Выготскому», оказывается важнейшим признаком и механизмом всех высших психических функций.

Некоторые факты биографии

Бурное начало психологических публикаций Л. С. Выготского, который родился 17 ноября 1896, датируется 1924 г., когда вышли в свет шесть его работ по психологии и дефектологии. «Моцарт психологии» был не так уж юн — в этом году ему исполнилось 28. Удивительно здесь только то, что до этого года Л. С. Выготский не опубликовал ни одной психологической работы. В списке его трудов в 1915 — 1923 гг. — только вышеупомянутые рецензии, рукопись о Гамлете и неопубликованные доклады на учительских конференциях. Но уже в 1926 г. выходит его «Педагогическая психология».

2 Портрет Мандельштама. Л. А. Бруни (1916 год) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b0/Портрет_Мандельштама.Лев_Бруни%281916%29.jpg
2 Портрет Мандельштама. Л. А. Бруни (1916 год) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b0/Портрет_Мандельштама.Лев_Бруни%281916%29.jpg

У феномена психологического «обращения» Л. С. Выготского есть одна параллель, которая кажется весьма важной. 1921 г. оказался переломным годом в жизни двадцатипятилетнего Ж. Пиаже. Его познавательная энергия, до того метавшаяся от систематики моллюсков до философской эпистемологии, теперь, наконец, нашла точку приложения. Именно в 1921 г. Ж. Пиаже публикует первую свою статью, посвященную развитию речи и мышления у ребенка, и совершает свое открытие эгоцентрической речи.

В том году Ж. Пиаже прошел курс психоанализа у выдающегося русского психоаналитика Сабины Николаевны Шпильрейн. Анализ длился восемь месяцев, по утрам каждый день. По словам Ж. Пиаже, проведенный С. Н. Шпильрейн психоанализ не был ни терапевтическим, ни учебным, а имел «пропагандистский» характер. [...] Ж. Пиаже был сильно заинтересован, но испытывал сомнения по поводу теоретических вопросов. В конце концов С. Н. Шпильрейн прервала анализ по собственной инициативе, не желая, по словам Ж. Пиаже, «тратить по часу в день с человеком, который отказывается проглотить теорию» . Он [...] пытался установить с ней контакт после ее возвращения в Россию, но ему это не удалось.

Молодой А. Р. Лурия, ученый секретарь Института, и молодой Л. С. Выготский, собирающийся вступать в члены Русского психоаналитического общества (он будет числиться членом его по списку 1929 г. [41]), могли слушать лекции, семинары и доклады С. Н. Шпильрейн как последнее слово мировой науки, которой они поклонялись заочно, но от реальной жизни которой они были прочно оторваны. Провинциалы-энтузиасты, верящие в науку как в средство решения проблем страны и не мыслившие вне этой науки своей собственной жизни, они, естественно, смотрели на С. Н. Шпильрейн как на олицетворение передовой европейской мысли. Эта женщина знала 3. Фрейда и К. Юнга, Э. Блейлера и А. Клапареда, Ж. Пиаже и Ч. Балли. И как знала ...

3 Sabina Spielrein (1885-1942), le 2 janvier 1918 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Sabina_Spielrein_(Remini_enhanced).jpg
3 Sabina Spielrein (1885-1942), le 2 janvier 1918 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Sabina_Spielrein_(Remini_enhanced).jpg

Едва ли не первая теоретическая публикация Л. С. Выготского — совместное с А. Р. Лурия предисловие к «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейда, — той самой фрейдовской работе, для которой такую удивительную роль сыграла в свое время С. Н. Шпильрейн. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия писали там о своих фрейдомарксистских проблемах, которые вряд ли интересовали С. Н. Шпильрейн; но, читая работу, к которой сами писали восторженное предисловие, они не могли не обратить внимание на то, как З. Фрейд — сам Фрейд! — ссылается на работающую с ними под одной крышей коллегу.[...]

У талантливых людей впечатление от общения с яркой, знаменитой, продуктивной личностью, полученное в самом начале карьеры, может надолго определять ход развития научных интересов. Кажется правдоподобным предположение, что знакомство с С.Н. Шпильрейн сыграло определяющую роль в формировании психологических интересов Л. С. Выготского. Вполне вероятно, что С.Н. Шпильрейн сыграла роль общего инициатора двух направлений мировой психологии, «генетической психологии» Ж. Пиаже и «культурно-исторической теории» Л. С. Выготского и А. Р. Лурия.

Впоследствии Ж. Пиаже, отдавая должное Л. С. Выготскому и его критике в свой адрес, видел оригинальный вклад Л. С. Выготского в идее внутренней речи и в гипотезе о том, что она происходит из эгоцентрической речи; мы снова чувствуем здесь, в этой оригинальности Л. С. Выготского, влияние ранних идей С. Н. Шпильрейн. Ж. Пиаже никак не комментировал исторические корни странного сходства их взглядов и интересов, тем более удивительного, если представить себе разницу между обстоятельствами их жизненного пути, равно как и между московским и женевским бытием 20-х гг.

О перевоспитании всего человечества

Следуя за Л. Троцким, Л. С. Выготский писал, что «революция предпринимает перевоспитание всего человечества». Революция перманентна и осуществляется в сознании так же, как в бытие; или даже с опережением. Поэтому революция оставляет такое большое и почетное место для психологии. Как мощный и ничем не заменимый инструмент в арсенале культуры, психология должна служить революции, совершая свою долю изменения мира.

4 Фото из семейного архива Выготских-Кравцовых https://image.mel.fm/i/n/nC5h0UWxAY/590.jpg
4 Фото из семейного архива Выготских-Кравцовых https://image.mel.fm/i/n/nC5h0UWxAY/590.jpg

По мере разочарования в возможностях улучшения жизни на этом пути взгляды всегда сосредоточивались на детях; с ними, не испорченными косной жизнью и доступными новым методам, можно все начать сначала. Своего расцвета эта идея достигнет гораздо позже, на пике преобразующего энтузиазма советского времени. Но закладывались эти идеи очень рано, среди совсем иных людей и обстоятельств. Л. С. Выготский выстраивал свою «педагогическую психологию» на указанных тем же Ф. Ницше путях, направленных против натурализма: «для Толстого и Руссо ребенок представляет из себя идеал гармонии. Для научной психологии ребенок раскрывается как трагическая проблема».

Наука о детях в ее философских и прикладных, мифологизированных и наукообразных вариантах становится в центр устремлений эпохи. Выступавшая под разными названиями (педагогическая психология, педология, педагогика), она неизменно понималась как могущественная социальная техника, которую можно изобрести и которой можно обучать. Педагогика, какая она есть, достойна презрения или в лучшем случае сожаления. "Для психолога прежняя школа осуждена (...) В свете психоанализа мы можем прямо сказать, что педагогическая система (...) создавала учительский невроз«,— писал Л. С. Выготский. В обществе близкого будущего учителя будут не нужны и даже вредны так же, как вредны, по Л. С. Выготскому, детские сказки. Каждый станет учителем по творчеству жизни.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Когда мы наблюдаем за ходом развития ребёнка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения всегда требует от ребёнка больше, чем он может на сегодняшний день дать, т.е. ребёнок в школе ведёт деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Это всегда относится к здоровому школьному обучению. Ребёнка начинают обучать письму тогда, когда у него ещё нет всех тех функций, которые обеспечивают письменную речь. Именно поэтому обучение письменной речи и ведёт за собой и вызывает к жизни развитие этих функций. Это фактическое положение вещей имеет место всегда, когда обучение является плодотворным. Неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный — в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что обучение для него слишком трудно, а для второго — тем, что оно слишком легко»...

Этот и еще 20 материалов VIKENT.RU по теме Встреча первого Наставника

2) Видео: ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ: Выготский Лев Семенович

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

Источники

  1. Л. С. Выготский на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/41/
  2. ЕЩЕ О Л. С. ВЫГОТСКОМ: ЗАБЫТЫЕ ТЕКСТЫ И НЕНАЙДЕННЫЕ КОНТЕКСТЫ http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934037.htm

#vikent_ru #Выготский #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения #психология