18 ноября 2022 года режиссёру любимых народом фильмов могло бы исполниться 95 лет. К этой дате я решила прочитать книгу его воспоминаний "Неподведенные итоги". Вообще я люблю мемуары, воспоминания известных людей, но здесь было интреснее вдвойне, так как почти все фильмы режиссёра я смотрела.
Книга достаточно объёмная, главы посвящены истории съёмок, любимым актёрам, с которыми Рязанов работал и дружил.
Оказывается, в юности Эльдар Александрович не мечтал стать ни актёром, ни режиссёром. Он мечтал о море и о мореходке. Но судьба распорядилась иначе. И чудом он попал на режиссерский факультет ВГИКа.
Потом были годы работы в документальном кино, а потом случилась "Карнавальная ночь". Именно случилась, поскольку снимать комедию, да ещё музыкальную, Рязанов не хотел: не видел себя в этом. Каково же было удивление, когда фильм стал на долгие годы спутником Нового года и так полюбился зрителям.
Подробные главы о фильмах:" "Человек из ниоткуда", "Гусарская баллада" ( почти детективная история с автором сценария), "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Приключения итальянцев в Росиии" (трюковое кино по просьбе итальянцев), "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово" ( ох, настрадался с этим фильмом Рязанов).
Читая главу за главой, преодолевая трудности бюрократизма и советских перегибов вместе с создателями фильма, я думала: "Да как же у них сил хватало на всё это?! Переписывать сценарии, вырезать куски фильмов, идти на компромисс ради людей, что работали над фильмом. Как не бросили, не отчаялись, не плюнули! Ведь работать в атмосфере прессинга власти, в окружении подлости и предательства невозможно.
Однако все мы, работающие в советском искусстве и литературе, прошли гигантскую школу по части поправок и замечаний. Чего только каждый из нас не наслушался от руководящих держиморд, какие только директивные указания не приходилось выполнять.
А они делали! И какие фильмы!
Но было много недовольных. Например, на одной из встреч со зрителями Рязанов получил такую записку :
«Докатились! Сделали фильм против интеллигенции!»
— Автор записки, очевидно, считает, что раз действие происходит в среде научных работников, значит, бичуются нравы интеллигенции. Причем по тону записки ясно, что автор ее считает себя интеллигентом и обижен на создателей фильма. Улавливается и подтекст мол, что же вы против своих-то?!
Приходилось объяснять, о чем фильм "Гараж", заканчивая словами: "Это было бы так смешно, если бы не было так грустно!"
Какие слова о любви к делу, к людям, какая боль о стране!
В те времена подлинное чувство любви к Родине выявлялось в критике, в горечи и боли, а это было неугодно властям. И расцветало показушничество! На поверхность выходили показная демонстрация преданности Отечеству, квасной патриотизм, ложная, хвастливая оценка всех дел в стране.
Когда снимал фильм "Дорогая Елена Сергеевна", сам испугался подрастающего поколения.
"Боже, чем я занимаюсь на старости лет, — говорил я себе. — Какой ужас жить в таком обществе, среди таких чудовищ. Что будет со страной?.."
"Обычно после всех моих картин зрителю хочется жить. И, пожалуй, это единственная моя лента, после которой жить как-то не хочется."
Хорошую, длинную жизнь прожил в искусстве Рязанов. Снял советские хиты, писал стихи и сам подводил такие итоги.
Богатства я за годы не скопил...
Порою жил и трудно, и натужно.
В дорогу ничего я не купил...
Да в этот путь и ничего не нужно.
Для всех любителей этого жанра, рекомендация книги "Неподведенные итоги"
Спасибо за внимание.
Ещё из моих любимых книг-воспоминаний