Найти тему
ИНФОРМЕР

Самозапрет на кредиты популярностью не пользуются: россияне не хотят или банки не разрешают?

Российские банки с лета вводят механизм самозапрета на выдачу кредитов. Напомним, что соответствующее предложение было разработано Центробанком и рекомендовано к введению. Действует механизм следующим образом: в своей кредитной истории вы фиксируете ограничения по одному или нескольким из возможных критериев. Например, по виду кредитора (банк или МФО), способу обращения (дистанционно или в офисе), на все виды кредитов и займов или отдельные категории. При желании человек сможет бесплатно устанавливать и снимать такие ограничения сколько угодно раз, в зависимости от жизненной ситуации. Достаточно обратиться в любое квалифицированное бюро кредитных историй (в том числе через сайт Госуслуги), банк или МФО, — рассказал директор департамента управления данными Центробанка РФ Алексей Луковников.

Банки и МФО, принимая решение о выдаче кредита физлицу, будут обязаны учитывать наличие самоограничений. И если средства выданы в обход таких запретов, то кредитор не сможет требовать от заемщика возврата средств.

Банки и микрофинансовые организации перед выдачей кредитов и займов должны будут проверять в кредитной истории заемщика наличие самоограничений. И если, несмотря на то, что они действуют, кредитор все равно выдаст деньги, он не сможет требовать погашения долга, — отметил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута. Но уже в октябре выяснилось, что россияне неохотно используют данный механизм. Так, по сведениям, предоставленным РНКБ, заявки на услугу оформили всего 39 клиентов. И это при том, что запрет на онлайн-кредитование можно запросить в чате мобильного приложения или в офисе. В Абсолют Банке в октябре было оформлено всего пять заявлений на самоограничение по займам. В ноябре их число увеличилось до 50, но и это тоже негусто.

Впрочем, специалисты считают, что россияне еще только присматриваются к данному механизму. Со временем число граждан, воспользовавшихся данной услугой, будет только расти. Например, такая услуга как установка лимитов на проведение операций по картам — месячных, суточных — уже достаточно популярна на рынке.

В ВТБ рассказали Известиям, что на данный момент у клиентов есть возможность устанавливать ограничения на операции с кредитными средствами (например, можно запретить их вывод со счетов), а функционал полного ограничения онлайн-кредитования планируется внедрить в банке в ближайшее время. Пользователям доступна возможность установки лимитов, в том числе — на денежные переводы. По желанию клиента банк может ограничить удаленный доступ к его счетам, чтобы обслуживание происходило исключительно в офисах. По итогам октября около 1 млн клиентов уже установили ограничения на операции в онлайн-банке ВТБ, в сентябре это сделало более 850 тыс. пользователей, — заявили в ВТБ. Впрочем, как отмечают Известия со ссылкой на волонтеров проекта Народного фронта За права заемщиков, многие российские банки просто не информируют о своих клиентов о данном механизме. Так, волонтеры обошли крупнейших банков, и не в одном из них они не получили информации о предоставляемой услуге. Службы поддержки и менеджеры банков просто сообщали, что такой возможности не предусмотрено. А вместо запрашиваемого самозапрета для защиты от злоумышленников предлагали оформить страховку или установить лимит по количеству и суммам операций, которые никак не защищают от мошенничества с использованием методов социальной инженерии. Мы считаем, что банки лукавят, заявляя об отсутствии спроса на эту услугу. С 1 октября к нам поступают многочисленные сообщения от граждан, которым также не удалось добиться установления самоограничения, они полны разочарования. Потребители следили за сообщениями регулятора о появлении такого инструмента и ждали его, — рассказала журналистам Евгения Лазарева. Схожего мнения придерживается и директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. Низкая популярность услуги объясняется тем, что люди просто не знают о такой возможности. Лично мне не приходило никаких уведомлений от банков, что я могу минимизировать свои риски, снизив лимит по операциям перевода или вообще отказавшись от возможности их совершения, — отметил Вениамин Каганов.