Найти тему
Счастливый Кормчий

ОГЭ по русскому языку без зубрёжки

Оглавление
Учимся писать сжатое изложение (по тексту «В детстве человек счастлив …»)
Счастливый Кормчий22 октября 2022

Многих девятиклассников отпугивают огромные списки тем, которые нужно выучить, чтобы справиться с тестовой частью ОГЭ по русскому языку.

Только для выполнения задания № 2 нужно знать весь синтаксис простого и сложного предложения, начиная со способов выражения подлежащего, заканчивая типами подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Уверена, что есть ребята, которые способны овладеть всей необходимой теорией. Но таких не так много. А экзамен сдать нужно всем.

Для тех, кто не готов тратить много времени на теорию, предложу аналитический подход. Будем работать с алгоритмами, методами сравнения, исключения, выявления закономерностей. Понимаю, что разочаровала сейчас тех, кто ожидал получить волшебную таблетку. Нет, друзья, трудиться всё-таки придётся.

Предлагаю не медлить и сразу перейти к практике.

Задание № 2 ОГЭ по русскому языку представлено в двух вариантах: 1 - анализ грамматических основ, 2 – характеристика предложений.

Начнём с варианта № 1.

О чём нужно помнить при выполнении задания № 2?

1. Предложения для анализа могут быть как простыми, так и сложными. В ответе нужно искать грамматическую основу одного простого предложения.

2. Составители заданий попытаются вас запутать, предложив подлежащее из одного простого предложения, а сказуемое из другого. Будьте внимательны.

Что поможет при выполнении задания № 2?

1. Умение находить и исключать лишнее из ответов.

Прочитайте текст.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Он бродил (предложение 1)
2) Рыба уплывала (предложение 2)
3) Он радовался (предложение 3)
4) Ихтиандр нес её (предложение 4)
5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Какой вариант ответа можно исключить сразу? Конечно, 4-ый: «Ихтиандр нёс её». Нёс (кого? что?) её. Её – это дополнение.

кадр из фильма "Человек-амфибия"
кадр из фильма "Человек-амфибия"

2. Поиск потеряшек!

Очень часто в грамматических основах потерян один из однородных членов предложения. Так, ответ № 1 (см.выше) предлагает нам грамматическую основу «он бродил». В ответе потеряно второе сказуемое, правильный ответ «он бродил, спасал».

3. Всё внимание - на инфинитивы (глаголы в неопределённой форме).

Предложение № 5 анализируемого текста может увести вас от правильного ответа. Виной всему - инфинитивы. Как правило, девятиклассники принимают их за часть сказуемого. Так ли это? Давайте разбираться.

Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

Анализируем второе простое предложение. «Он» – подлежащее, «смеялся, уговаривал» - однородные сказуемые. Почему инфинитивы «не биться», «потерпеть» не входят в состав сказуемого? Потому что уговаривал рыб он (Ихтиандр), а не биться и потерпеть должны рыбы. К сказуемому относятся только те глаголы, действие которых "выполняет" подлежащее.

В задании № 2 много ловушек. О них я подробно рассказывала в статье

Ловушки задания 2 ОГЭ по русскому языку
Счастливый Кормчий19 марта 2022

На следующем занятии мы продолжим анализировать варианты задания 2 ОГЭ по русскому языку.

Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.