В 2002 году на экраны вышел нашумевший социально-криминальный сериал «Бригада», повествовавший о «трудовых буднях» представителей одного из преступных сообществ. Телетрансляционные показатели эфирного вещания зашкаливали, а доходы от официальной продажи CD и DVD-дисков только в год выхода картины составили несколько миллионов долларов. #INJECT_1# Несмотря на обилие в то время кинокартин с криминальным содержанием, именно этот сериал нанес наиболее сильный удар по сознанию молодого поколения. Одним из вопиющих проявлений его губительного влияния стало повсеместное создание банд, именуемых «бригадами». Таковые, например, были зафиксированы в Брянской области. Причем, после того как первая «бригада» была обнаружена, а ее участники (в возрасте от 16 до 25 лет) привлечены к уголовной ответственности, на территории области появилась еще одна. Правда, просуществовала она недолго из‑за элементарной правовой неграмотности, а также жестокости ее членов. «Бригады» фиксировались в Московской, Саратовской, Пензенской областях, Омске и во многих других регионах страны. Работали они по сходному сценарию: в вечернее время нападали на прохожих, сбивали их с ног, били, забирали деньги, ценности и убегали — выражаясь языком Уголовного кодекса, занимались рядовыми разбоями (грабежами), пренебрегая даже кражами и вымогательством. Интеллекта не особо хватало на более серьезный криминальный «бизнес» — например, хищения автомобилей, тем паче — торговлю оружием или металлом, до чего в итоге добрался все же главный герой сериала Саша Белый. И даже если создатели сериала хотели, чтобы на экран вышла кинолента, которая смогла бы уберечь молодежь от соблазна начинать преступную жизнь, было бы целесообразнее не идеализировать героя, не романтизировать образ «злодея» и не показывать силу мужской дружбы в криминальном мире. В итоге изначальный позитивный посыл (если, конечно, допустить, что он был) оказался извращен — вместо осуждения преступности был создан механизм популяризации групповых преступлений, создания маленьких, однодневных — как минимум — преступных «группок». Вышедший на экраны годом позже «Бумер» уже не имел такого широкого негативного влияния на умы молодежи ввиду большей правильности подачи материала: фильм снят в мрачных тонах, финал кровавый. Ассоциативно он вызывает желание задуматься: а стоит ли оно все того? Сюжет повествует о буднях преступников, занимающихся кражами элитных иномарок. Герои представлены достаточно реалистично, без лишнего пафоса, а роль всемогущества криминального элемента (имевшая место быть в «Бригаде») не прослеживается. Напротив, как только герои фильма столкнулись с действительной проблемой (в том числе противостояния власти), они оказались слабее. Что касается идеи мужской дружбы, она там также двояка: если обратиться к самому финалу, где один из друзей ценой своей жизни защищает другого, то третий, единственный, который находился вне зоны конфликта (перестрелки с представителями милиции), уезжает, оставляя своих друзей в прямом смысле слова на поле боя — умирать или быть арестованными. А пятый «герой» — автомобиль марки «БМВ», именуемый «Бумером», из‑за которого все и началось, остается брошенным в лесу. О его судьбе можно только догадываться — впрочем, героев она уже не интересует. Одной из до сих пор популярных является вышедшая на экраны в 2005 году картина «Жмурки». На взгляд автора этих строк, с социальной точки зрения она крайне негативна. Повествующий о буднях рядовых «братков» фильм, к примеру, наглядно демонстрирует сцены убийств, уже не говоря о других проявлениях полного игнорирования норм общественной морали. Как само собой разумеющееся — нарушение Правил дорожного движения, в том числе выезды на встречную полосу, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Своим финалом фильм выводит адекватного зрителя на справедливое негодование — два героя-убийцы становятся успешными бизнесменами и политическими деятелями. Таким образом, данная картина является одним из жесточайших с социальной и правовой точек зрения «плевков» в адрес общества и его морали. Как мы видим, сфера нравственно-духовной жизнедеятельности весьма подвержена влиянию внешних факторов, одним из которых выступает форма подачи художественного материала. С течением времени качество и масштабы транслирования информации, представляющей криминалитет в выгодном свете, снижаются; подача теряет специфику романтизации. Однако контрмера, которая могла бы выступить мощным психологическим противовесом маргинальному образу жизни (например, подачи материала со спецификой популяризации образа трудящегося), также не представляется. Создается впечатление, что средствам массовой информации образ трудящегося человека просто неинтересен. Героя труда заменили идолом потребления — поп-звездой, юмористом, пародистом, блогером. Налицо подмена жизненных идеалов некими фантомами, лишь имитирующими благополучие. А поведенческая модель, сориентированная исключительно на потребление, нередко порождает стремление к криминальному (по сути — паразитическому) образу жизни. Как признают ученые-криминологи, адаптация молодого поколения к обществу в условиях отсутствия четко сформулированных идеалов и нравственно стабильной системы ценностей есть одна из главных проблем современности. Актуальность проблемы усугубляется в условиях нестабильной психосоциальной картины, сложившейся в период постпандемии и нынешней геополитической ситуации. С целью предупреждения любого вида преступлений, в том числе и против собственности, необходимо усиление степени контроля над обществом, прежде всего над подрастающим поколением. Для создания эффективной системы предупреждения и преодоления девиантного поведения молодежи потребуется мобилизация всех имеющихся общественных ресурсов, как материальных, так и человеческих. Кроме всего прочего необходима и смена вектора повестки в СМИ, где зачастую пропагандируется культ потребительства и получение доходов для «красивой жизни» любыми способами, включая аморальные и противозаконные.
Искусство с криминальным оттенком. Как массовая культура «воспитывает» молодое поколение
16 ноября 202216 ноя 2022
6
5 мин