Найти тему

Искусство с криминальным оттенком. Как массовая культура «воспитывает» молодое поколение

В 2002 году на экраны вышел нашумевший социально-криминальный сериал «Бригада», повествовавший о «трудовых буднях» представителей одного из преступных сообществ. Телетрансляционные показатели эфирного вещания зашкаливали, а доходы от официальной продажи CD и DVD-дисков только в год выхода картины составили несколько миллионов долларов. #INJECT_1# Несмотря на обилие в то время кинокартин с криминальным содержанием, именно этот сериал нанес наиболее сильный удар по сознанию молодого поколения. Одним из вопиющих проявлений его губительного влияния стало повсеместное создание банд, именуемых «бригадами». Таковые, например, были зафиксированы в Брянской области. Причем, после того как первая «бригада» была обнаружена, а ее участники (в возрасте от 16 до 25 лет) привлечены к уголовной ответственности, на территории области появилась еще одна. Правда, просуществовала она недолго из‑за элементарной правовой неграмотности, а также жестокости ее членов. «Бригады» фиксировались в Московской, Саратовской, Пензенской областях, Омске и во многих других регионах страны. Работали они по сходному сценарию: в вечернее время нападали на прохожих, сбивали их с ног, били, забирали деньги, ценности и убегали — выражаясь языком Уголовного кодекса, занимались рядовыми разбоями (грабежами), пренебрегая даже кражами и вымогательством. Интеллекта не особо хватало на более серьезный криминальный «бизнес» — например, хищения автомобилей, тем паче — торговлю оружием или металлом, до чего в итоге добрался все же главный герой сериала Саша Белый. И даже если создатели сериала хотели, чтобы на экран вышла кинолента, которая смогла бы уберечь молодежь от соблазна начинать преступную жизнь, было бы целесообразнее не идеализировать героя, не романтизировать образ «злодея» и не показывать силу мужской дружбы в криминальном мире. В итоге изначальный позитивный посыл (если, конечно, допустить, что он был) оказался ­извращен — вместо ­осуждения преступности был создан механизм популяризации групповых преступлений, создания маленьких, однодневных — как минимум — преступных «группок». Вышедший на экраны годом позже «Бумер» уже не имел такого широкого негативного влияния на умы молодежи ввиду большей правильности подачи материала: фильм снят в мрачных тонах, финал кровавый. Ассоциативно он вызывает желание задуматься: а стоит ли оно все того? Сюжет повествует о буднях преступников, занимающихся кражами элитных иномарок. Герои представлены достаточно реалистично, без лишнего пафоса, а роль всемогущества криминального элемента (имевшая место быть в «Бригаде») не прослеживается. Напротив, как только герои фильма столкнулись с действительной проблемой (в том числе противостояния власти), они оказались слабее. Что касается идеи мужской дружбы, она там также двояка: если обратиться к самому финалу, где один из друзей ценой своей жизни защищает другого, то третий, единственный, который находился вне зоны конфликта (перестрелки с представителями милиции), уезжает, оставляя своих друзей в прямом смысле слова на поле боя — умирать или быть арестованными. А пятый «герой» — автомобиль марки «БМВ», именуемый «Бумером», из‑за которого все и началось, остается брошенным в лесу. О его судьбе можно только догадываться — впрочем, героев она уже не интересует. Одной из до сих пор популярных является вышедшая на экраны в 2005 году картина «Жмурки». На взгляд автора этих строк, с социальной точки зрения она крайне негативна. Повествующий о буднях рядовых «братков» фильм, к примеру, наглядно демонстрирует сцены убийств, уже не говоря о других проявлениях полного игнорирования норм общественной морали. Как само собой разумеющееся — нарушение Правил дорожного движения, в том числе выезды на встречную полосу, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Своим финалом фильм выводит адекватного зрителя на справедливое негодование — два героя-убийцы становятся успешными бизнесменами и политическими деятелями. Таким образом, данная картина является одним из жесточайших с социальной и правовой точек зрения «плевков» в адрес общества и его морали. Как мы видим, сфера нравственно-духовной ­жизнедеятельности весьма подвержена влиянию внешних факторов, одним из которых выступает форма подачи художественного материала. С течением времени качество и масштабы транслирования информации, представляющей криминалитет в выгодном свете, снижаются; подача теряет специфику романтизации. Однако контрмера, которая могла бы выступить мощным психологическим противовесом маргинальному образу жизни (например, подачи материала со спе­цификой популяризации образа трудящегося), также не представляется. Создается впечатление, что средствам массовой информации образ трудящегося человека просто неинтересен. Героя труда заменили идолом потребления — поп-звездой, юмористом, пародистом, блогером. Налицо подмена жизненных идеалов некими фантомами, лишь имитирующими благополучие. А поведенческая модель, сориентированная исключительно на потребление, нередко порождает стремление к криминальному (по сути — паразитическому) образу жизни. Как признают ученые-криминологи, адаптация молодого поколения к обществу в условиях отсутствия четко сформулированных идеалов и нравственно стабильной системы ценностей есть одна из главных проблем современности. Актуальность проблемы усугубляется в условиях нестабильной психосоциальной ­картины, ­сложившейся в период постпандемии и нынешней геополитической ситуации. С целью ­предупреждения любого вида преступлений, в том числе и против ­собственности, необходимо усиление степени контроля над обществом, прежде всего над подрастающим поколением. Для создания эффективной системы предупреждения и преодоления девиантного поведения молодежи потребуется мобилизация всех имеющихся общественных ресурсов, как материальных, так и человеческих. Кроме всего прочего необходима и смена вектора повестки в СМИ, где ­зачастую пропагандируется культ потребительства и получение доходов для «красивой жизни» любыми способами, включая аморальные и противозаконные.