"Епископ, я погибаю из-за Вас", - сказала приговоренная к смертной казни Жанна д'Арк главе инквизиционного трибунала Пьеру Кошону.
Почему народная героиня Франции, взятая в плен английскими солдатами, была судима церковным, а не светским судом? Как вышло, что канонизированная столетия спустя девушка была осуждена на смерть как ведьма и еретичка? И что стало впоследствии с судьями Жанны?
Ответ на первый вопрос несложен - согласно законодательству Средних веков Жанна подлежала светскому суду лишь по месту постоянного жительства - на территории своей родной деревни Домреми.
Но ее родина находилась в той части Франции, которая оставалась под контролем французского короля Карла VII, а не его недругов-англичан во главе с королем Генрихом VI.
Вдобавок британцам и их союзникам было крайне важно доказать, что юная девушка, которая привела французские войска к победе - не вдохновленная Провидением святая, а еретичка и колдунья, принявшая бесовские наваждения за веления свыше.
Чтобы осудить Жанну, в ход шли и перетолкованные вкривь и вкось библейские цитаты, и ее знаменитые пророчества, которые предписывали дьявольским козням, и ее поразительная удачливость (до той поры, пока она не попала в плен).
И, разумеется, почти религиозное поклонение, которое воздавали ей и простой народ, и ее боевые соратники, и даже многие из королевских придворных.
То, что сама Жанна была удивительно скромна, никого не смущало - ее судьи отлично знали, какой приговор следует вынести, и досадовали на то, что простая крестьянка никак не могла попасть ни в одну из ловушек, устроенных для нее учеными мужами.
В конце концов сломленная долгим тюремным заключением и допросами Жанна, которой пригрозили пытками и смертью на костре, признала свою мнимую "вину" в обмен на перевод из тюрьмы в женский монастырь.
Но ее судьи не сдержали обещания и вновь бросили девушку в городскую тюрьму под надзор грубых и жестоких охранников в надежде на то, что девушка не выдержит условий заточения и раскается в своем отступничестве.
Так и вышло - Жанна призналась, что отреклась под страхом смерти и тут же была приговорена к смертной казни. Вдобавок ее мучили мысли о том, что, признав себя ведьмой и еретичкой, она предала своего обожаемого короля, который не предпринял никаких усилий, чтобы выручить девушку из тюрьмы.
Более того, ходили слухи, что ее пленение было подстроено заранее. А нерешительность Карла объясняли тем, что король и особенно его советники "ревновали" к славе и воинским успехам Жанны, которая сделалась слишком популярной, затмив особ королевской крови и испытанных царедворцев.
В том, что девушку "убрали" англичане, готовы были видеть едва ли не волю Бога, поставившего простолюдинку на ее законное место.
Двадцать пять лет спустя, когда англичане были окончательно изгнаны из пределов Франции, состоялся пересмотр дела Жанны. Король никак не мог смириться с тем, что его короновала еретичка.
На этот раз суд, состоявший из истинных французов, признал девушку совершенно невиновной.
Что же стало с судьями Жанны д'Арк? Теми, кто находился в то время на территории английского королевства или успел умереть, уже не грозили никакие опасности.
Но и оставшиеся в живых члены инквизиционного трибунала, которые остались на французской земле, не понесли никакого наказания. Слишком невыгодно было распутывать дело, в которым были замешаны многие высокопоставленные особы.
Единственным исключением оказался ненавистный французам главный судья Жанны Пьер Кошон, которого к тому моменту уже не было в живых.
Сам Папа Римский посмертно отлучил Кошона от Церкви, останки нерадивого пастыря Церкви были выброшены из могилы, а имя на века стало во Франции синонимом слова "предатель".