То, какой именно эффект получает взрослый человек от занятий Айкидо, прежде всего, зависит от него самого, от степени его погружения в предмет, мотивации, отношения и поставленных целей. Если, в случае с детьми, обучение всё же больше адаптировано к возрасту, на который делается определенная скидка, то для взрослых айкидо – это, прежде всего, полноценная система, способная оказать серьёзное влияние на физическое и эмоциональное состояние, мировоззрение, а, соответственно, и на саму личность. Естественно, это справедливо при правильном применении системы. Ведь взрослый - не означает автоматически собранный, ответственный, упорный, мотивированный и т.д. Все эти качества, как и многие другие, необходимо развивать и культивировать. Если потребуется – формировать с нуля. А принятие и использование лишь части системы, закономерно приведет к фрагментарности и низкой эффективности получаемых знаний.
Прежде всего, тренировка начинается с принятия решения на нее пойти. Любой взрослый человек, как правило, «очень занят». Он зарабатывает деньги, решает какие-то дела, просто устал, и так далее. Не зря существует анекдот: «сегодня будет 3 года, как завтра я начну бегать». Поэтому, даже чтобы просто получить возможность заниматься, человеку придётся научиться эффективно управлять своим временем. С самого начала возникнет необходимость поддерживать в себе мотивацию на каждое посещение тренировки. Сотня вариантов самооправданий «почему можно не пойти сегодня» будет возникать в голове постоянно. И, это весьма сложно преодолеть, ведь привычка сразу не появляется. Не какие-то наши недоброжелатели, а мы сами являемся источником постоянного внутреннего конфликта между поставленными перед собой задачами и их решением.
В любом случае, первая и самая важная практика – это путь, который вы ежедневно проходите от принятия решения пойти на тренировку до того, момента, когда переступаете порог зала. Это самая элементарная вещь, которая позволит шаг за шагом, постепенно идти к своей цели. На этом пути немало и других моментов, которые будут сильно мешать. Однако сейчас мы не будем рассматривать многочисленные варианты, когда «что-то пошло не так», а остановимся на чисто практических результатах, которые получает взрослый, уже справившийся с задачей мотивации и относительно регулярно занимающийся айкидо.
Многие полезные знания и навыки, которые человек осваивает в айкидо, не отличаются от тех, которые мы перечислили для детей. Но существуют и серьёзные отличия, или, если хотите, дополнительные нюансы, которые являются прямым следствием погружения в систему обучения. Для удобства рассмотрения, разделим эффект от полноценных занятий айкидо по условным разделам:
Физическое развитие. На тему физического развития, в разных направлениях айкидо можно встретить совершенно разные мнения и подходы. Это нормально, так как методы обучения, их интенсивность и специфика варьируются от школы к школе. Порой они даже зависят от конкретного инструктора, и его субъективной оценки того, что должно происходить на тренировках. Даже сиюминутное состояние конкретных учеников на отдельной тренировке имеет значение. Когда речь идет о нашей школе, здесь физическое развитие происходит достаточно сбалансированно. То есть, нет перекоса в развитии одних мышц или частей тела в ущерб другим. Благодаря весьма широкому спектру различных упражнений, большому разнообразию видов физической активности и наличию базовых движений «кихон доса», мышечная масса практически не увеличивается в объеме. Все мышцы, сухожилия и подвижность суставов прорабатываются достаточно хорошо, чтобы поддерживать их в состоянии хорошего тонуса на долговременной основе.
Существуют и некоторые специфичные, нетипичные нагрузки, но, это является скорее плюсом. Человек, занимающийся достаточно долго, практически по умолчанию имеет достаточно неплохую физическую и функциональную подготовку. В более молодом возрасте (14-35 лет) возможностей у организма существенно больше, поэтому можно на регулярной основе позволять себе большую интенсивность исполнения всех тренировочных элементов, поддержание более высокого темпа при отработке упражнений и техник. Обычно у тех, кто начинает заниматься именно в этом возрасте, и создается прекрасный задел на будущее, когда в высокой интенсивности физической подготовки уже не будет большой необходимости. Ведь, со временем, те движения, которые раньше требовали существенных усилий, благодаря опыту, становятся более расслабленными, экономичными и эффективными. Вместе с тем, ничто не мешает всем желающим дополнительно работать со своей физической кондицией, но, как правило, в этом нет прямой нужды с точки зрения овладения принципами айкидо. В самой системе для этого имеется всё необходимое.
Выносливость. Обычно, о ней говорят, как о необходимой части подготовки любого спортсмена или практика единоборств, и это справедливо. В тех стилях, где существуют спортивные поединки, выносливость стоит в одном ряду с техническим арсеналом и опытом, а иногда и выше. То есть, она может послужить залогом победы при прочих равных условиях. Проще говоря, кто первый сильнее устанет, тот и проиграет, если иным способом исход боя не решился. С точки зрения айкидо, наличие выносливости тоже является плюсом, но в силу самой философии, речь тут не идет о долгих поединках и противостоянии с кем-либо. Поэтому, выносливость выступает больше общеобразовательным, или сопутствующим элементом. Если человек здоров, достаточно молод, и желает улучшить себя, в том числе, в плане функциональной подготовки, этот вопрос легко решается в рамках рядовых тренировок, а также, при необходимости, в ходе дополнительных занятий. В некоторой степени, тренировка выносливости также происходит при подготовке к экзаменам, по аналогии с подготовкой спортсменов к соревнованиям, где за определенный период времени человек привыкает к повышенным нагрузкам, целенаправленно приводя себя в оптимальную форму.
Реакция и внимание. Изучение собственных реакций и тренировка внимания, также являются неотъемлемыми частями занятий. В чистом виде скорость реакции – величина индивидуальная, постоянная, и не может быть изменена, так как, фактически, равна скорости прохождения нервного импульса и реагирования на него. Однако существует возможность коррекции этой величины, путем подбора правильного времени начала реагирования. То есть, тайминг (англ. timing - своевременность действия) способен очень серьёзно компенсировать природные недостатки быстроты реакции, и вывести технику на совершенно иной качественный уровень. Важным фактором, при этом, является уровень внимания. Сами по себе, движения, бездумно, или не вовремя выполняемые в зале, ничего не значат. Необходимо чётко осознавать, что происходит с вами и вокруг вас. Слушая объяснения, необходимо также самым тщательным образом подмечать детали, чтобы, вместо реализации собственных фантазий, учиться делать именно то, что показал инструктор, теряя на дополнительных объяснениях или бесплодных попытках как можно меньше времени. Этот весьма непростой навык заключается в том, чтобы максимально эффективно учиться и замечать моменты, в которые необходимо начинать движения и технические действия, а также чётко соблюдать последовательность всех элементов техники. Возможность приучить себя постоянно обращать внимание на детали происходящего, находиться «здесь и сейчас» не только в зале, но и в повседневной жизни – это тоже один из тех достаточно осязаемых результатов, которые человек получает от занятий айкидо. Ведь мало кто поспорит, что улучшенная реакция в совокупности с повышенным уровнем внимания может когда-нибудь сохранить здоровье, и даже жизнь.
Восприимчивость. Еще одной необходимостью при занятиях айкидо является постепенный рост уровня восприимчивости. Это касается поступающей информации, нюансов непосредственного телесного контакта, норм этикета и многих других вещей. Будет крайне сложно в разумные сроки научиться чему-либо, если вы не сможете адекватно воспринимать технические нюансы, критику, требования этикета или не расслабитесь в достаточной степени, чтобы получать данные, исходя из физического контакта с человеком. Отчасти, можно называть восприимчивость продолжением фактора внимательности, но, в целом, это гораздо более сложное понятие, и очень непростой для изучения навык. В любом случае, можно утверждать, что любой, кто хоть чего-то добился на ниве айкидо или другого искусства сумел повысить уровень своей восприимчивости. То есть, сумел стать хорошим учеником. По-другому просто не получится.
Рациональность. Практически любая школа боевых искусств имеет свой «движок». Это набор базовых движений, которые призваны научить человека двигаться определенным образом, и в соответствии со стилевыми задачами. В случае с айкидо Годзо Сиоды это раздел, называемый кихон доса, состоящий из 6 базовых движений. Ну и, конечно же, основа – главная стилевая учебная позиция и, одновременно, набор принципов (камаэ). Любой, кто впервые сталкивается с набором формализованных учебных движений, сначала чувствует себя некомфортно. Они противоречат привычкам, образовавшимся в течение всей предыдущей жизни, а поэтому кажутся неудобными, сковывающими и вызывающими только напряжение. По мере накопления опыта, эти проблемы, как правило, исчезают. Вновь изучаемые движения, постепенно объединяются с тем, что уже известно мозгу и телу, вполне естественным образом, и, человеку становится понятно, насколько эта база продумана и рациональна на самом деле. Только освоив эту базу в достаточно приличном объёме, можно прийти к выводу, что она построена на естественных природных движениях и рефлексах, хотя и с некоторыми поправками. Там, где обычный неподготовленный человек сделает 5-6 движений, вы сделаете одно, причём куда более эффективное. Вообще, понятие рациональности применимо абсолютно ко всему. Правила поведения в зале, методы построения тренировок, непосредственно движения (при выполнении техник), ассистирование (укэми), всё это объединено единой целью - максимально рационализировать и, тем самым, упростить все процессы с целью приведения их к максимальной эффективности в плане затрат времени и энергии. Привычка работать подобным образом, крайне хорошо показывает себя в повседневной жизни. Ведь, изучая собственное тело, ум и заставляя их работать более собранно и рационально, вы сможете концентрировать куда больше ресурсов для выполнения всего спектра повседневных задач.
Контроль частей тела. Изучение айкидо, как мы уже говорили, основано на повышении эффективности ресурсов человеческого ума и тела, но этот процесс сильно затрудняется без постоянного контроля. Годзо Сиода Сэнсей в рамках своей школы Ёсинкан, при помощи старших учеников Такаси Кусиды и Кёити Иноуэ, создал прекрасную систему подготовки для одновременного обучения большого количества людей (изначально речь шла о курсах для полицейских общественной безопасности Токио). Изначально непрерывные и плавные движения техник Основателя были разделены на части, для получения возможности более тщательного контроля каждого технического элемента, и каждой части тела. В силу особенностей принципов работы человеческого мозга, он способен сознательно контролировать только один параметр. Например, следить за положением спины или за коленом. Следить за правильностью всех движений сразу не получится. Техника просто развалится. Поэтому, поэтапно наблюдая за разными частями своего тела, человек фактически учится сознательно ими управлять. А по мере получения навыков, та или иная деталь перестает нуждаться в сознательном контроле, высвобождая ресурсы для отслеживания следующего параметра. Именно так, мышца за мышцей, сустав за суставом, создавая в мозгу новые нейронные связи, обучающийся получает возможность практически полного контроля над своим телом, чего невозможно достичь в разумные сроки при отсутствии специальной подготовки. И, только такой контроль, даёт возможность сознательно работать со многими принципами, лежащими в основе сложной двигательной активности.
Физиология, биомеханика и психология. Интенсивно изучая техники, человек неизбежно знакомится с условиями, при которых всё работает наилучшим образом, как ведут себя мышцы, суставы и нервная система, как при воздействии, так и без него. Вместе с этим, приходится учиться эти условия создавать, изучать реакции на воздействия и раздражители. Это позволяет действовать, поначалу, чисто механически, а впоследствии - обманывая или провоцируя необходимую реакцию партнера. Всё это приводит к накоплению практической информации о строении и принципах функционирования человеческого тела и наборе его реакций. Чем выше опыт, тем лучше усваивается эта информация. При этом не изучаются какие-то научные термины, такая цель и не ставится. Но, практические знания оказываются весьма ценными, когда вы начинаете четко представлять себе «устройство» любого человека, как физическое, так и психоэмоциональное, буквально на уровне внутренних ощущений. Данная информация и является, в итоге, основой при принятии решений о действиях в конфликтной ситуации. Кроме того, хорошие практические знания дают неплохую отправную точку в области практической помощи другим, при получении ими травм, или при решении определенных проблем со здоровьем, как с чужим, так и со своим собственным. Но, и этим раздел физиологии и биомеханики не ограничивается. Когда опыт становится достаточно серьёзным, начинают проявляться крайне любопытные вещи, в которые, иногда, даже сложно поверить. В их числе, например, воздействия «энергетического» характера, напрямую затрагивающие функционирование человеческого тела, его отдельных частей и органов. Здесь имеются определенные параллели с идеями, применяемыми в восточной медицине, например - работа с меридианами и активными точками при массаже или иглоукалывании. А если вспомнить, что для нормального взаимодействия с человеком важен еще и определенный психологический контакт, то очевидно, что без соответствующих наработок, любые принципы окажутся бесполезными.
Речь, опять же, не идёт об изучении психологии, как науки, но, освоение некоторых её аспектов, естественным образом происходит на практике, и это крайне важная часть понимания того, как иметь дело с людьми, в условиях возможного конфликта. Раздел этот крайне интересен, но то, насколько далеко человек зайдет по пути его освоения, прямо зависит от количества лет, посвященных тренировкам.
Информация и культура. Обычно, большинство занимающихся айкидо, посвящает тренировкам очень небольшую часть своей жизни, от нескольких месяцев до нескольких лет. Одни успевают, помимо практики в зале, освоить некоторый объем теоретической информации о предмете своего интереса, другие - нет. Но, раз уж мы ведем речь об эффекте от серьёзных занятий, в течение долгого времени, только так и можно получить максимум полезного. Куда больше, чем при поверхностном знакомстве. Помимо самих тренировок, должен присутствовать интерес в изучении информации о том, чем же ты занимаешься. Крайне любопытной здесь является история айкидо, предпосылки различных явлений, существующих внутри разных его направлений и т.д. В силу того, что айкидо - японское искусство, система подготовки буквально пронизана нюансами, берущими начало в стране происхождения, элементами японских традиций и культуры. Подробное рассмотрение истоков выбранного искусства, помимо простой общей грамотности, дает возможность гораздо глубже понимать его основы, а также, не попадать в глупые ситуации при общении с приезжими сэнсеями в России, и, тем более, в самой Японии. Даже тот, кто еще не знает, как долго он будет тренироваться, в идеале, должен приходить в зал, уже обладая хотя бы минимумом познаний о том, куда и зачем он пришёл. Пусть это не приведет к вершинам и большим свершениям, но, само по себе, расширение кругозора, а также получение информации о той школе, куда пришел заниматься, никак нельзя назвать бесполезным занятием. В некоторых случаях, именно это становится стимулом к изучению языка, заграничным поездкам и любым другим видам активности, на которые, в повседневной жизни, человек вряд ли обратил бы хоть какое-то внимание.
Моральное и эмоциональное состояние. Это целый комплекс понятий и факторов, которые способствуют более эффективным тренировкам, а также дают множество преимуществ, если развитие соответствующим образом контролируется. В первую очередь, следует упомянуть отношение. К себе, к тренировочному процессу, к людям, которые окружают человека в зале и в повседневной жизни. Правильность или неправильность отношения к чему угодно, может формировать как позитивный, так и негативный фон, который напрямую скажется на всём без исключения. Если говорить непосредственно о тренировках, то отношение, не соответствующее коллективу, сэнсею, партнерам по залу, любой внутренний негатив или отторжение могут существенно снизить или полностью уничтожить эффект от любого количества часов, проведенных в зале. Конструктивное и позитивное, а главное – соответствующее моменту отношение, способно в корне изменить, как сами тренировки, так и в целом жизнь любого человека. Ведь он испытывает страхи, сомнения, неуверенность в себе и в результатах своей деятельности, даже если сам себе в этом не признаётся. Это объективный факт, и, тот, кто в силу различных причин, не способен примириться с естественностью этих процессов, быть честным с самим собой, никогда не преодолеет сложностей, которые неизбежно возникнут при занятиях айкидо. Принять, осознать и поставить свои комплексы и страхи под контроль – это довольно сложный, медленный и неоднородный во времени процесс. Достигая этой цели, человек обычно сбрасывает с себя огромный груз, который мешает целостному развитию личности, отражаясь на техниках, общении с людьми, отношениях с близкими и т.д. Следствием оказывается приобретение устойчивости к стрессам, а многие внутренние ограничения, которые постоянно давили на психику раньше, просто перестают беспокоить. Сначала, это происходит только во время нахождения в додзё, а позже распространяется и на повседневную жизнь.
Сила духа. Сила духа подразумевает власть над своим сознанием и полный отказ от формальных базовых препятствий к этому. По сути, это степень познания себя, своей настоящей сущности. Сильная личность, например, никогда не сдастся при какой-то неудаче или возникшей сложности. Но, развивать способности к самопознанию, способен далеко не каждый. И здесь не стоит путать силу духа и силу воли. В чем разница? Воля – это способность совершать какие-либо действия, исходя из собственных принципов. При физической боли, сила воли не позволит впадать в истерику, а наоборот, поможет собраться и сделать все необходимое, дабы сделать боль и последствия от неё минимальными. Это, своего рода, логическое мышление, которое свойственно каждому человеку. Сила духа же, в данной ситуации, помогает абстрагироваться от неприятных ощущений и сделать все возможное, чтобы просто не придавать боли абсолютно никакого значения. Если верить в то, что боли нет, можно дать мысленную команду своему телу, и убедить его в том, что никаких болевых ощущений оно не испытывает. Это способность принимать окружающий мир и события, как следствие, не давая им никакой возможности выбить вас из колеи.
Понятно, что здесь основная задача – разобраться в себе и выяснить, чего вы хотите добиться, какие моменты вы хотели бы при этом исправить. Например, вам может понадобиться отказаться от каких-то устоявшихся привычек, сломать привычный ритм жизни, действовать, несмотря на боль, неудобства, иными словами – действительно начать работать над собой. Не исходя из принципов, а действуя целенаправленно. Но для таких огромных сдвигов необходимо найти мотивацию. Каждая стена – это не только препятствие, но и возможность получения опыта, который позволит стать только сильнее.
На деле очень немногие понимают, что такое развитие силы духа. Скорее это больше условный практический термин, процесс, который может запуститься в человеке или наоборот, никогда так и не всплыть на поверхность. Но практика показывает, что те, кто смог почувствовать эту условную «волну», благодаря которой начинает буквально получаться невозможное, и есть те самые счастливые люди, которые осознали, что означает работа с силой собственного духа и собственного «я».
Работа с комплексами. Ещё одним очевидным плюсом от занятий айкидо является упорядочивание и контроль собственного мышления. Тренировки, и всё, что им сопутствует, требуют запоминания, анализа, общения с сэнсеем и партнерами, взаимодействия с людьми и многого другого. Часто бывает, что человек слишком скромен или стеснителен от природы, боится выражать свои мысли на людях, и, даже задать вопрос на тренировке, или семинаре, для некоторых, является сложной задачей. Но, необходимость взаимодействия с коллегами по залу, желание получить больше информации, постепенно исправляют эти проблемы. Если ученик перестает стесняться, бояться, психологически приоткрывается, то ему становится легче формулировать собственные цели и задачи для себя, а также осознавать и структурировать получаемую информацию. Следствием становится большая уверенность в себе, своих силах. Исчезает моральная зажатость, комплексы, и человек, незаметно для себя, становится более открытым, рациональным, логичным, способным задавать правильные вопросы и, соответственно, более эффективно достигать своих целей.
Способность к внутренней мобилизации. В качестве примера, можно рассмотреть экзаменационную практику. До экзамена, любой ученик готовится, изучает всё, что предусмотрено программой, но, это рядовые тренировки. На экзамене появляется необходимость показать лучшее из того, что он умеет, причем в сжатый срок, в условиях, когда за тобой пристально наблюдают и до миллиметра оценивают результаты. И кто бы что ни говорил, для любого человека это стресс, который может как помочь, так и сильно навредить. Все люди обладают собственной, индивидуальной реакцией на такие условия. В итоге, человек может достичь невероятной концентрации и сделать всё намного лучше, чем сам того ожидал, либо впасть в ступор и стать неспособным сделать элементарные вещи. Однако, со временем, приходит опыт, когда каждый последующий экзамен начинает психологически даваться немного проще. Потенциал человека мобилизуется более осознанно. На первый план выходит сама программа, со своими техническими сложностями, а способность к быстрой мобилизации внутреннего ресурса никуда не исчезает, превращаясь в очередную полезную привычку.
Изменение личностных качеств. Все вышеперечисленные элементы саморазвития не являются самодостаточными. Каждый из них вносит свой маленький вклад в общее дело. В итоге, человек прогрессирует комплексно, понемногу изменяясь и развиваясь, что позволяет качественно повлиять на многие аспекты повседневной жизни. В современных условиях, когда обычного газового баллончика, чаще всего, вполне достаточно для самообороны, более полно и точно начинают раскрываться истинные идеи, заложенные в системы восточных боевых искусств. Когда люди делают выбор в пользу ТБИ, а не соревновательного спорта, у них, в качестве основной цели, не значится, например, отшлифовать нокаутирующий удар для его использования против кого-либо. Им нужно, чтобы, к примеру, поработал плечевой сустав, колени, спина, хочется отточить какие-то правильные движения, научиться чему-то новому. Спешить, при таком отношении, чаще всего некуда. Впрочем, непосредственно боевая, а, точнее, рукопашная составляющая, тоже никуда при этом не исчезает. Из основной цели она превращается в сопутствующий эффект. Вот и всё отличие.
Несмотря на то, что занимающихся ТБИ, со временем, и, по ряду определенных причин, стало поменьше, те, кто остаются, занимаются не для того, чтобы потом непременно драться, а ради комплексной работы над собой. Такая идея далеко не уникальна. Она берёт начало из древнего Китая, пронизывая основу всех боевых искусств (пришедших сначала из Индии в Китай, а потом и в другие части Юго-Восточной Азии). Речь идёт не о победах и уничтожении, а о преодолении себя и своих слабостей, и это – главная цель. Если человек целостный и самодостаточный, является уравновешенным во всех отношениях, то ему просто не нужно этого доказывать. В то же время, беззащитным он отнюдь не является. Меняется только долгосрочный приоритет.
Всегда находится множество тех, кто критикует такой подход, заявляя, что боевые искусства нужны только для того, чтобы всех победить, иначе боевыми они вовсе не являются. Но, если подумать, цели-то не слишком уж разные. Победить всех, не победив себя – задача невыполнимая.