Молочная отрасль РФ в ближайший год может столкнуться с серьезной трансформацией рынка, ключевые риски — снижение покупательной способности и сильный рубль, ограничивающий экспорт, заявил гендиректор Национального союза производителей и переработчиков молока ("Союзмолоко") Артем Белов.
"Год был не худшим и для отрасли, и для сельского хозяйства, и для переработки. Но есть огромное количество вызовов, влияние которых на то, как индустрия будет развиваться в 2023, 2024, 2025 годах в среднесрочной перспективе, в настоящий момент очень сложно оценить. Мне кажется, что это влияние будет очень существенное, и в ближайший год нас ждет очень серьезная трансформация рынка", — сказал Белов в ходе Аграрного форума газеты "Ведомости".
Он напомнил про недавно озвученный союзом прогноз по росту производства товарного молока в 2022 году на 3,5%, или на 1 миллион тонн в товарном эквиваленте, заметив, что даже в достаточно турбулентные 2020-2021 годы сохранялись тенденции роста производства, переработки, снижения импорта и роста экспорта. Но 2022 год "принес целый ряд новых вызовов, причем вызовов достаточно существенных", влияние которых еще не осознается в текущем моменте.
"Вопрос покупательной способности и спроса на продукты питания – ключевой вызов, с которым нам придется столкнуться. По отрасли мы уже сейчас видим, что у нас очень серьезная просадка по спросу… снизился год к году до 15%", — сообщил Белов.
"Второй важнейший вызов, с которым сейчас сталкиваемся – ситуация с рублем, который невыгоден экспортерам, невыгоден российским производителям", — добавил он, обратив внимание на текущее снижение экспорта молочной продукции на 10% в товарном выражении. В свою очередь третий вызов — широкий спектр вопросов, связанных с санкциями, среди которых — риски поставки оборудования, запачастей, ветпрепаратов, логистических ограничений и так далее.
Соответственно, квинтэссенцией может стать потенциальное снижение эффективности производства как в сырьевом секторе, так и в секторе переработки, и как следствие — рост себестоимости, снижение доходности и замедление инвестиционной активности в молочной отрасли, полагает Белов.