Это интервью было взято мной в 2010 году у известного мастера, бывшего 2 Кантё школы Ёсинкан, на тот момент уже создавшего собственную школу "Синвакан", ученика Г.Сиоды и соавтора методики подготовки Ёсинкан, Ханси Кёити Иноуэ - 10 Дан. Несмотря на то, что прошло 12 лет, всё сказанное остается актуальным.
А.Б: Сэнсэй, Вы уже во второй раз приезжаете на Камчатку. Что по-вашему изменилось у нас за прошедшее время?
Сэнсэй Иноуэ: Да, действительно, я уже во второй раз на Камчатке. Очень интересно было посетить вас снова, спустя 2 года. Первое что мне бросилось в глаза по приезду, это большое количество новых автомобилей на дорогах. В прошлый мой визит большинство автомобилей были очень старые. Не знаю, с чем это связано (улыбается). Если же говорить об Айкидо, то по итогам прошедшего семинара и экзаменационных тестов, я бы отметил наличие у камчатских студентов неослабевающего стремления к лучшим результатам, присутствие концентрации и внутренней силы, которые не становятся меньше со временем, а значит - продолжают свое развитие в верном направлении. Это путь айки, такой, каким он должен быть всегда и его присутствие должно ощущаться внутри каждого человека, серьезно занимающегося Айкидо.
А.Б: Нынешний Ваш визит в Россию самый продолжительный - 3 недели. Как Вы оцениваете результаты этой поездки, проведенных мероприятий и семинаров?
Сэнсэй Иноуэ: Я уже побывал в хомбу додзё Мисогикан в Москве, теперь прошел наш семинар и здесь на Камчатке. Большой интерес у меня вызвал ваш традиционный фестиваль БИ "Меч Востока 2010", на котором я присутствовал в качестве почетного гостя. Это прекрасно, что все больше людей занимается спортом и боевыми искусствами. Занятия чем-либо меняют людей, делают их лучше. В принципе, различные мероприятия отнимают не слишком много времени, т.к. они, как правило, четко регламентированы, заранее подготовлены и потому весьма компактны по времени. Успешные результаты в основном предопределены, т.к. если люди идут к своей цели верным путем, у них все получается. Вообще, в ходе работы на семинарах требуется большая концентрация внимания на мелочах, однако как только все заканчивается, остается много времени для того, чтобы съездить на отдых, посмотреть достопримечательности, пообщаться с людьми.
А.Б: Сэнсэй, как мы знаем, Вы занимаетесь Айкидо с 1955 года. Когда и в чьем исполнении Вы впервые увидели Айкидо, и что тогда Вас впечатлило больше всего?
Сэнсэй Иноуэ: Впервые я увидел Айкидо вскоре после Второй Мировой войны в 1953 году, когда по телевизору транслировали первые всеяпонские показательные выступления. По всей видимости, в телевизионную трансляцию включили только самые эффектные моменты и когда я увидел демонстрацию Кантё-Сэнсея Г.Сиоды, то был крайне впечатлен чрезвычайной динамичностью техник, экспрессией и его мощнейшей работой в тасу дори.
А.Б: В какой момент Айкидо стало делом всей Вашей жизни?
Сэнсэй Иноуэ: Видимо это произошло, когда в 1957 году после двухлетнего обучения в качестве сидоина (речь идет о кэнсюсэй - периоде интенсивной начальной подготовки. Прим. ред.) я стал ути-дэси Кантё-сэнсэя Г.Сиоды. Это было сложное время, но это и был период моего персонального сюгё. Немного позже, в июне 1959 года, на 5 курсе университета я стал инструктором Есинкан.
А.Б: Расскажите о том, когда и как сформировался раздел кихон-доса?
Сэнсэй Иноуэ: Окончательное формирование кихон-доса (регламентированной системы базовых перемещений) пришлось на 1958 год. Вы наверное знаете, что и в более ранний период базовые движения, хорошо известные последователям Есинкан сегодня, уже существовали.
Это были те фундаментальные основы, необходимость которых прекрасно понимал и О-Сэнсэй Морихэи Уэсиба, который всегда внимательно следил за тем, чтобы работа над основами всегда присутствовала в контексте обучения. О-Сэнсэй отмечал, что основы Г.Сиоды были чрезвычайно сильны и именно эти основы мы смогли сохранить. Проблема была лишь в том, что углы поворотов, нюансы в положении рук и ног никогда не были оговорены в старом варианте довоенных базовых движений. Я уже упоминал в своих интервью различным изданиям, что предпосылкой формирования нынешнего кихон-доса послужила необходимость быстрого и эффективного обучения большого числа людей по единому стандарту. Именно скрупулезное описание многих, в том числе и вызывающих больше всего вопросов, базовых движений и углов поворота позволила нам сделать массовое обучение успешным.
А.Б: Методика, созданная при Вашем участии отличается от подходов в других направлениях Айкидо. В чем заключается залог эффективности кихон-доса?
Сэнсэй Иноуэ: Суть различий между направлениями Айкидо заключается в том, каким образом практикуется изучение основ. Есинкан здесь выделяется самим наличием формализованной до мелочей системы, позволяющей изучать эти основы с минимальным количеством их искажений от поколения к поколению. Это инструмент постижения принципов. Поймите, что говоря об основах, как таковых, не должно быть никаких собственных идей, касательно того, что бы еще туда добавить или привнести извне. Ведь в итоге получится нечто, не имеющее под собой прочного фундамента. Сама идея заключается в том, чтобы передать ученикам основы в виде, максимально приближенном к тому, который имеет за плечами весь богатый опыт мастеров прошлых лет.
А.Б: Есинкан часто называют жестким стилем.....
Сэнсэй Иноуэ: Это некоторое непонимание того, каким образом строится обучение вообще и стадии или поворотные точки в освоении Айкидо в частности. Здесь можно провести такую аналогию - освоение Айкидо можно разделить на 3 этапа, подобно 3 способам написания иероглифов в каллиграфии. Первый этап - "кайсё". Ему свойственны черты фиксации, силы и жесткости - это начальные этапы обучения. Второй этап - "гёсё". Здесь манеру работы можно сравнить с жидкостью, которая течет и обходит на своем пути все препятствия. Третий этап "сосё" или действие в одно движение. Это можно сравнить с дуновением ветра, воздушностью и свободным оперированием своими навыками. Однако эти этапы последовательны. Невозможно миновать некоторые из них.
А.Б: Продолжают ли со временем совершенствоваться методы обучения?
Сэнсэй Иноуэ: Не думаю, что совершенствование по прошествии лет заключается в самих техниках. Могут меняться способы, которыми объясняются и отрабатываются одни и те же вещи, но суть от этого не меняется. Конечно, мы интенсивно изучаем техники. Это необходимо. Но ценность этого теряется, если отсутствует внутренний стержень. Прежде всего, совершенствование всегда происходит внутри людей. В этом смысле Айкидо не стоит на месте и развивается в каждом отдельном человеке. Все этапы развития в процессе обучения заложены исключительно в сердце, силе духа, уровне человечности, понимании общечеловеческих ценностей и стремлении развивать свои лучшие качества именно в этом направлении. Самое важное - это ментальное состояние человека, которое заключено в степени концентрации, умении слушать то, что говорит сэнсэй, ни в коем случае не приносить за собой каких-то своих мыслей или идей, о которых лучше сразу забыть. Они только будут вам мешать. Вместе с тем, всегда нужно быть самим собой, быть естественным. Не поймите меня неправильно - ведь я имею в виду самосознание на основе внутреннего состояния человека, того, каким он сам себя ощущает, каков его дух. Это и есть настоящее сюгё - культивировать себя изнутри. Ведь потом вам придется проецировать внутреннее состояние вовне, независимо от того, будет ли это выражено в техниках или в отношении к окружающим. Необходимо понимать, что изучая что-либо, вы должны, прежде всего, слушать своего учителя, не спорить с ним и выполнять всё, что он вам скажет. Прошу прощения за резкое сравнение, но если сэнсэй скажет, что надо есть навоз, вы не должны возмущаться "как же можно его есть? Он же воняет!", а брать и есть его (смеется). Необходимость и умение слушать - это сложно, но крайне важно на пути изучения Айкидо. Это одна из отправных точек, своего рода фундаментальная основа.
А.Б: Многие считают, что в Есинкан отсутствуют системные практики работы с оружием. Каково Ваше мнение о его необходимости в процессе обучения и каких целей можно достигать с его помощью?
Сэнсэй Иноуэ: Я считаю, что оружие - это вспомогательный инструмент для достижения вполне определенных целей. Меч (боккэн) дает прекрасную возможность почувствовать и освоить принципы работы центральной линии, дзё в большей степени учит проецировать силу центра, силу всего тела в одну точку. Когда вы держите в руках оружие, как правило, оно не становится продолжением вашего тела и потому работает неэффективно. Идея в том, чтобы слиться с оружием, работать им так, как если бы оно было вашей собственной рукой. Это действительно сложно, т.к. большинство людей поначалу не способны управлять даже собственным телом. Однако получение этих навыков является достаточно важной частью обучения. Осваивая работу собственного тела, необходимым становится и умение проецировать свою силу и за его пределы.
А.Б: На каком этапе, по Вашему, нужно начинать работать с оружием?
Сэнсэй Иноуэ: Полагаю, что использование оружия в кихон-доса можно практиковать в любое время, в том числе с самого начала занятий Айкидо.
А.Б: Сэнсэй, как можно охарактеризовать понятие и содержание "кокю-рёку", в особенности, если речь идет об его объяснении людям, которые никогда не слышали о нем?
Сэнсэй Иноуэ: Попробую объяснить это так: когда вы делаете что-либо, например, пьете или едите, очень важна концентрация на своих действиях. Речь не только об обычной внимательности. Если внутренне, своим сердцем вы "не там", не погружены в то, что делаете, то вы, образно говоря, не почувствуете вкуса еды или напитка в полной мере. За любым своим действием надо следовать, интегрируясь в него как физически, так и ментально. Здесь существует 3 принципа: эффективная простота действия, его внутреннее содержание и полное слияние с ним. Тем не менее, когда вам хочется, вы едите или пьете, мало задумываясь об этом. Следуя же данным принципам и всецело погружаясь в каждую мелочь, которую вы делаете каждый день, привнесет даже в самые рутинные действия осмысленность и наполненность. Именно интеграция принципов кокю-рёку во все аспекты вашей деятельности и будет тем, что называют "Айкидо - это образ жизни".
А.Б: Многие люди употребляют термин Ки. Кантё-сэнсэй Г.Сиода характеризовал Ки как "концентрацию баланса". Если коротко, что это в Вашем понимании, с позиции Вашего личного опыта?
Сэнсэй Иноуэ: Вопрос понимания Ки действительно довольно сложен. Тем не менее, выше я указал практически все компоненты, которые, по моему мнению, присущи понятию Ки. Это то, что исходит изнутри каждого человека. Своего рода это выход наружу энергетики собственного "Я", состояние духа, мощь и экспрессия при полной концентрации на каждом аспекте своих действий.
А.Б: Как Вы относитесь к Ки-Айкидо и к пути, которым пошел в его развитии Коити Тохэй ?
Сэнсэй Иноуэ: В Японии хорошо известен сэнсэй Накамура Темпу (основатель Син син тоицу до. Просил Тохэя стать своим преемником, но Тохэй отказался. Прим. ред.). Он на мой взгляд крайне далеко продвинулся в комбинаторике и унификации принципов использования Ки. Что касается Тохэя-сэнсэя, его методы - действительно очень хороший способ глубже понять Ки для тех, кто заинтересован именно в этом. Конечно, Ки-Айкидо это лишь один из способов, однако он является достаточно эффективным для заявленных целей.
А.Б: Не могли бы вы вспомнить какой–либо интересный эпизод, касающийся кантё-сэнсэя Сиоды? Возможно какие-то неизвестные ранее факты?
Сэнсэй Иноуэ: Я расскажу вам одну историю о выпивке (улыбается). Однажды, один человек пригласил нас троих – меня, Такаси Кусиду и кантё-сэнсэя в дорогой ночной клуб. Диваны располагались ниже уровня подиума, по которому дефилировали полуодетые девушки, которые периодически подсаживались к клиентам, чтобы развлечь их разговором или приватным танцем, либо способствовать увеличению суммы их заказов. Они не были женщинами легкого поведения. Скорее – элементы развлекательной атмосферы. Мы вчетвером сидели и разговаривали об Айкидо. Как вдруг появились 3 девушки, которые, видимо, узнали нас, тотчас же подошли, сели рядом и принялись наперебой знакомиться и болтать с нами на разные легкомысленные темы. Не обходилось и без выпивки. Развлечение пошло по полной программе и естественно, что мы с Кусидой увлеклись процессом, как вдруг услышали прозвучавший на весь клуб громоподобный крик кантё-сэнсэя: «Иноуэ!!! Кусида!!! Хватит трепать языком и заниматься всякой ерундой!!! Вы должны сосредоточиться на обучении!!!». Мы оторопели от такого внезапного напора и словно окаменели. Так мы и просидели какое то время, после чего, словно мгновенно переключившись, Кантё благодушно разрешил нам развлекаться дальше, даже спросив «Ну что же вы не отдыхаете? Веселитесь!». Однако мы пребывали в полной растерянности и не знали, что нам делать. Расслабиться мы уже явно были не способны. Позже я осознал, что это был также своеобразный способ обучения. Если бы кантё ничего не сказал, а на следующий день вызвал и начал выговаривать за вчерашнее поведение, скорее всего эффекта бы не было. А этот случай я, как видите, запомнил очень хорошо. Еще один урок, который я осознал благодаря этому случаю, что даже на отдыхе и в процессе выпивки и развлечений нельзя терять концентрацию и уметь мгновенно переключаться с одной задачи на другую. Есть и еще интересные вещи, о которых я хотел бы вам рассказать. Периодически кантё-сэнсэй в моем сопровождении (я носил за ним доги и другие вещи) направлялся проводить тренировки в другие додзё. Для этого было необходимо спуститься с возвышенности, где в Тсукундо Хатиман располагалось наше xомбу, и потом пересечь главную улицу, где имелся светофор. Однажды мы подходили к дороге, когда после зеленого уже загорелся желтый. По правую сторону прямо у дороги стоял дом, из-за угла которого ничего было не видно. Вдруг Кантё крикнул «Иноуэ, бегом!» и я рванулся вперед, чтобы успеть перебежать дорогу, но тут загорелся красный. И когда я уже должен был выскочить на дорогу, сэнсэй в ту же секунду вдруг резко крикнув «Стоп!» остановил меня рукой, а в следующий момент из-за угла на огромной скорости промчалась машина. Он точно не мог ее видеть, как и я. Это меня поразило. И еще не раз я был свидетелем того, как кантё-сэнсэй проявлял невероятный тайминг на дороге, четко оценивая в какую сторону надо отпрыгнуть или отойти. В то же время, его осторожность и способность правильно оценивать ситуацию тоже не переставали меня удивлять. Так однажды мы вместе шли под дождем по очень узкой улице. Я шел рядом с сэнсэем и держал над ним зонтик. Вдруг мы услышали, как сзади к нам приближается большой самосвал. Кантё, увидев его, быстро метнулся под арку ближайшего дома, а я остался стоять на дороге. Чтобы дать проехать грузовику, я встал спиной к стене, удивляясь, зачем сэнсэй убежал так далеко. Но тут же оказалось, что ширину дороги я оценил недостаточно хорошо. Несмотря на то, что я вжался в стену, грузовик проехал колесами прямо по обеим моим ногам и, смяв кузовом о стену купол зонта, вырвал его из моих рук. Я конечно не показал сэнсэю вида, что мне переехали пальцы на ногах, но поверьте, это было очень больно (смеется). И только когда он уже не мог меня увидеть, я принялся корчиться от боли. Все описанные мной ситуации наглядно демонстрируют те принципы, о которых я вам говорил, а именно о концентрации и наполненности любых ваших действий. В этом отношении кантё-сэнсэй Г.Сиода был настоящим самураем. Я помню множество подобных историй и это своего рода мой швейцарский банк, содержащий знания. Открою небольшой секрет – в ближайшее время должна увидеть свет моя автобиографическая книга, где будут описаны многие интересные моменты мой жизни. Полагаю, это произойдет в этом или в следующем году.
А.Б: Сэнсэй, расскажите немного о возглавляемом Вами с недавнего времени додзё Синвакан. Мало кто знает об этом, т.к. оно появилось относительно недавно.
Сэнсэй Иноуэ: Когда я открыл додзе Синвакан, главной идеей было развивать и обучать детей, тренировать их ум и тело, прививать нормы этикета. Но, по моему мнению и этого недостаточно. Учиться должны и родители. «Синва» означает, что родители и дети объединяются вместе, происходит гармонизация их чувств и взаимоотношений. Это очень сложная задача. Я делаю все это с помощью Айкидо. Мы часто выезжаем за пределы додзё, устраиваем различные лагеря и мероприятия, посещаем различные места. Мы делаем это вместе. Это придает обучению особую атмосферу и не отделяет процесс обучения от повседневной жизни.
А.Б: Иноуэ сэнсэй, мы крайне признательны Вам за то, что любезно согласились ответить на наши вопросы.