Найти в Дзене

Александр Степанович Балезин: важнее семья

История семьи Балезиных – это история об огромной любви к своему делу, к науке, к преподаванию. Крепкий союз потрясающих ученых стал закономерным началом новой и весьма известной династии. Биография каждого Балезина удивительна и неповторима.

С.А. Балезин — старший помощник уполномоченного ГКО по науке. Москва, 1941 год
С.А. Балезин — старший помощник уполномоченного ГКО по науке. Москва, 1941 год

Степан Афанасьевич родился в 1904 году, он был пятым из семерых выживших детей в семье. Чтобы учиться, семилетнему Степану приходилось ходить в школу за три версты. Окончив начальную школу (два класса) с похвальным листом, мальчик продолжил образование в училище, причем средства на обучение выхлопотал для него съезд земских учителей. Семье такое господское решение далось нелегко. Девятилетний мальчик мог быть полноценным работником - бороновать землю, батрачить у помещика. И все же, Степан вместе с отцом и своей первой учительницей, собрав специально сшитый ее матерью костюм и первые в своей жизни сапоги, отправился покорять новые горизонты.

Так начался путь доктора химических наук, профессора, основателя научной школы ингибиторов коррозии металлов и одного из организаторов ядерной программы СССР, Степана Афанасьевича Балезина. Он участвовал в реформе образования в Индии и проработал в Дели три года.

Т.И. Балезина — микробиолог-вирусолог
Т.И. Балезина — микробиолог-вирусолог

Тамара Иосифовна Балезина родилась в 1913 году в семье медиков. С будущим супругом она познакомилась уже в статусе аспирантки мединститута. В родном Старобельске Тамара была в числе первых пионерок. Вошла и в круг девушек, которые первыми поступили по окончании семилетки в профшколу и работали на тракторе. В мединституте она отлично училась. Ничто не помешало продолжить обучение в аспирантуре.

Позже Тамара станет создательницей отечественного пенициллина, это изобретение спасет сотни тысяч жизней в годы войны. Кстати, одним из первых больных, на котором испытали новый антибиотик, стал Степан Афанасьевич – у него была язва после ожога, полученного на передовой при испытании боевой техники.

Тамара Иосифовна и Степан Афанасьевич продолжили работать учеными в военное время. Их разработки были призваны приблизить день победы. Только подумайте, и им удавалось совершать открытия в эти непростые годы.

Семья Балезиных не считалась бы династией ученых, если бы их сын, Александр Степанович Балезин не выбрал то же призвание, что и его родители. Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела региональных исследований (Центр африканских исследований) Института всеобщей истории РАН, Александр Степанович побеседовал с нами о науке, о семье и о ценности образования.

Добавьте описание
Добавьте описание

— Почему вы выбрали именно историю, не медицину и не химию?

— Я хотел быть как отец, мне нравилась химия, хотя и с гуманитарными предметами у меня все было хорошо. Но тут стоит упомянуть моего брата, чемпиона Союза по шоссейно-кольцевым гонкам 1978 года, погибшего в 1980 году в 39 лет. Брат был на 12 лет меня старше, и я всегда к нему прислушивался. Как-то он сказал мне: «Не ходи в химики! Если ты будешь хорошим химиком, все подумают, что это папа тебя продвигает. А если будешь плохим химиком, то еще хуже. Скажут, что отец-то был «огого», а сын вот никто» (смеется).

Начальник департамента Министерства просвещения Индии профессор Р. Айя вручает С.А. Балезину памятную медаль министерства. Дели, 1970 г.
Начальник департамента Министерства просвещения Индии профессор Р. Айя вручает С.А. Балезину памятную медаль министерства. Дели, 1970 г.

Но в значительной мере все получилось случайно: мою жизнь изменила поездка к родителям в Индию. Отец там работал в проекте ЮНЕСКО в миссии, которая реформировала всю систему школьного образования, кроме гуманитарных наук. Я учился в девятом классе, поехал к родителям на каникулы. Тогда, конечно, никакого ГИА и ЕГЭ не было, и учились тогда десять классов. Меня совершенно спокойно отпустили. В итоге я там пробыл полтора месяца вместо десяти дней. Тогда я и «заболел» востоком, ходил в школу молодого востоковеда при Институте Восточных языков при МГУ (теперь Институт стран Азии и Африки - прим), и хотел изучать Индию.

Была жесткая система, которая до сих пор у нас сохранилась: при поступлении можно указать, на каком отделении хотелось бы учиться, но поступаешь ты в Институт. По направлениям распределяют по неведомым критериям, часто не по желанию студентов. После распределения никого никуда уже не переводят, можно даже не просить. И сейчас каждый год на кафедре африканистики начинается с нескольких студентов, которые плачут о своей судьбе. К своему ужасу, я понял, что меня зачислили в группу суахили. Я тогда даже не знал, что это Африка. Но все-таки у отца были какие-то знакомства, связи, и где-то 17 сентября меня вызывает зав. индийской кафедрой и говорит, что в порядке исключения я могу выходить в индийскую группу. А на первом курсе основной восточный язык идет 16 часов в неделю, я получил тогда уже больше 32 часов языка и познакомился с азами африканистики. И я сказал, что мне нравится Африка и суахили и переходить я никуда не буду. И каждый раз, когда я рассказываю эту историю первокурсникам, заканчиваю ее одним и тем же выводом: я не пожалел о своем решении ни одного дня.

— А в какой момент вы поняли, что хотите быть ученым, как родители?

— Действительно, они были двумя учеными, абсолютно увлеченными своей работой, а папа еще и преподавал. И он был совершенно уникальным преподавателем, у него единственного чуть ли не на всю систему пединститутов Советского Союза была своя проблемная лаборатория, они выпустили 150 аспирантов. Научная работа была развернута очень широко. И я в этой атмосфере рос, но серьезно никогда об этом не думал.

А вот преподавать мне всегда нравилось. Когда я был маленьким, играл в школу, придумывал себе классы, заводил журналы. Мне хотелось учить, а когда уже в Институте я стал писать какие-то работы, посещать библиотеки, я понял, насколько это интересно. И всю жизнь я работаю в НИИ, но при этом и преподаю тоже всю жизнь, одно не исключает другого. Поскольку мне все еще нравится моя работа, наверное, по глупости (смеется), я люблю рассказывать своим студентам о своих актуальных исследованиях, о том, чем конкретно занимаюсь, чем занимается наш центр, какие у нас конференции. Наука всегда идет рука об руку с преподаванием.

З.В. Ермольева и Т.И. Балезина в пенициллиновой лаборатории
З.В. Ермольева и Т.И. Балезина в пенициллиновой лаборатории

— А ваша мама тоже была преподавателем?

— Мама была очень ярким исследователем, но она совершенно не могла преподавать. Она не могла уложиться в отведенное время, ведь это очень трудно – рассказать о чем-то одном, держать одну тему, когда тебе действительно нравится твоя сфера. Хочется рассказать обо всем и сразу. Помню, как-то во время эпидемии гриппа ее попросили прочитать у папы на кафедре лекцию «Как бороться с гриппом». А она была в должности заведующей Кабинетом интерферона в Институте вирусологии. Меня не было на самой лекции, но я подгадал время, когда она должна была закончиться, чтобы маму забрать на машине. И вот я слышу даже через дверь аудитории аплодисменты, благодарности и аудитории предлагают задать вопросы. И первый же вопрос: «Тамара Иосифовна, так как же бороться с гриппом?».

Они были люди очень увлеченные, и я рос в такой особой среде. До сих пор иногда ведутся дискуссии о том, что важнее в воспитании ребенка: семья или школа? Я-то для себя уверен, что важнее семья. Все, что я получил, из семьи. И ведь никто со мной никогда не учил уроки. Моим любимым развлечением было спросить у отца «папа, а в каком я классе?». И он начинал гадать: в пятом или шестом? А я уже был в девятом. Папа в школе был всего один раз. Мама ходила на собрания тоже очень редко. Все мое обучение шло само собой. Но просто от атмосферы в доме, от того, какие люди бывали в нем, какие велись разговоры у взрослых, благодаря этому я стал тем, кем являюсь сейчас.

— В истории открытия отечественного пенициллина очень впечатляет момент первых испытаний: Тамара Иосифовна решилась испытать новое лекарство на своем муже, вашем отце. Это огромное мужество или уверенность в своей работе?

— Я думаю, что это уверенность. Это был первый антибиотик, и было видно в чашках Петри, что микробы отступают там, где есть этот пенициллин. Было видно, что у этого препарата есть антибактериальное действие. А у отца была трофическая язва, и без антибиотиков она бы не вылечилась легко. Более волнительным было испытание на группе безнадежных раненых, которые все в результате выздоровели.

Зинаида Ермольева, руководитель мамы, которую она глубоко уважала, совершила действительно мужественный поступок. Провела эксперимент на себе, выпила заразу, холерный препарат, чтобы выяснить, как происходит заражение и как холера лечится. Все-таки это разные поступки.

— Ваш отец занимался ингибиторами коррозии металлов, что было очень важно для сохранения военной техники, а мама разрабатывала лекарства. Как вы считаете, стала ли война катализатором научных прорывов?

— Я думаю, что да. Появились новые задачи, и они требовали немедленного решения. Почему все взялись за пенициллин? Потому что очень многие погибали от раневых инфекций. Люди выживали после боевых действий, но были ранены и умирали уже в госпитале. Нет точной статистики, но это сотни тысяч жизней. Папины ингибиторы коррозии помогали оружию не ржаветь, и исследования атомного оружия тоже стали особенно важными. На эти задачи бросались все средства, ресурсы.

С.А. Балезин с сыновьями Марком (слева) и Александром за коллекцией спичечных этикеток. Москва, 1957 г.
С.А. Балезин с сыновьями Марком (слева) и Александром за коллекцией спичечных этикеток. Москва, 1957 г.

— Ваши родители – это первая советская интеллигенция, вы уже современная. Отличаются ли ученые прошлого века от нынешних, их поколение от вашего?

— Моя мама из интеллигентной врачебной семьи, а отец «из низов». И в их жизни все зависело от среды, от учителей и от их собственных способностей к образованию. Поколение моих родителей больше ценило возможность учиться, потому что эта возможность доставалась им большим трудом. Отец всю жизнь что-то читал, образовывался. У нашего поколения уже было больше возможностей, была выстроенная система образования, были кадры, которые нас учили. А по их поколению прошлись и 30-ые годы, идейный каток коснулся и естественных наук, не только гуманитариев.

Беседовала Анастасия Громова

Ссылки для самых любознательных:

— Музей современной истории России, в музее хранятся материалы о семье Балезиных https://sovrhistory.ru/index.php

— Биография Степана Афанасьевича Балезина https://coollib.net/b/424980/read

— О Степане Афанасьевиче Балезине http://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-stepana-afanasevicha-balezina-22-12-04-01-1904-23-01-1982/

— Женщина в советской науке: соавтор отечественного пенициллина и интерферона Т.И. Балезина https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45750951&pff=1