Найти тему
ПОД МИКРОСКОПОМ

МОНСТРЫ АТАКУЮТ (Как уберечь психику наших детей?)

С высоты прожитых лет, видна разница тех игрушек, которые были у меня, которые были у моих детей и которые есть у сегодняшних «Прожигателей» детства ))). Почему, игрушки которые воспитывают доброту, учат общению с животными, ушли на непонятно какой план. Вместо пупсиков, взрослые пубертатные девки с длинными ногами, которым нужно мужа, кучу шмоток и всякие человеки-пауки. Мишек и собачек заменили сначала пауки, змеи, а теперь и вообще монстры-ужастики. Тема сложная и до погружения в неё, мне казалось менее значимая, чем проблемы экономики, например. Общаясь со своими друзьями, которые сейчас живут, к сожалению, не рядом, разговор зашёл о игрушках и их роли. Говоря игрушка мы, понимаем, о чем идет речь. Но тем не менее считаю необходимым, дать определение этому важному предмету в жизни ребенка, да и взрослых то же.

Игрушка — предмет, предназначенный для взаимодействия с ним в целях имитации какой-либо деятельности, познавания мира, развития воображения, создания образов, с целью: умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, познания окружающего мира, формирования навыков целенаправленной, осмысленной деятельности и помощи в развитии мышления, памяти, речи, эмоций.

Теперь посмотрите на картинку выше-иллюстрация к статье. Примерьте её на соответствие к определению игрушки. Честно, не хочу, называть это изделие по её названию, чтобы не поднимать ей индекс цитируемости в интернете. А значить и её популярность у поисковых систем. Достаточно того, что её название есть, в заключении специалистов.

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТ 01.10.2022 ПО КРАЙНЕ ОПАСНОМУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕКТУ (ИЗДЕЛИЮ) ХАГГИ ВАГГИ, ПОЗИЦИОНИРУЕМОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ И ПРОДАВЦАМИ КАК «ДЕТСКАЯ ИГРУШКА» ПОНКИН И.В., АБРАМЕНКОВА В.В.

Данные о специалистах Комиссия в составе:

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор (стаж научной деятельности – 33 года, стаж экспертной деятельности – 22 года),председатель комиссии, Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук (стаж научной деятельности – 47 года, стаж экспертной деятельности – 28 лет), член комиссии, – провела комплексное (психолого-юридическое) исследование предложенного для исследования материала в рамках поставленных перед специалистами вопросов.

Выводы:

Проведённое психолого-юридическое исследование даёт основание утверждать следующее.

1. Объект Хагги Вагги не является детской игрушкой (игрушкой вообще) и не может быть сколь-нибудь обоснованно позиционироваться в качестве (выдаваться за) детскую игрушку. Этот объект не обладает никакой эстетической или культурной ценностью.

2. Воздействие объекта Хагги Вагги объективно направлено на причинение вреда (и реально способно причинить такой вред) здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей, направлено на провоцирование крайне негативных последствий (в том числе отложенных и часто необратимых) для психики ребёнка, то есть указанный объект изначально рассчитан на психологическое негативное воздействие на ребёнка. Объект Хагги Вагги вызывает агрессивные установки сознания и виктимное поведение (поведение жертвы), он противопоказан малолетним (до 14 лет) детям и не рекомендуется более старшим несовершеннолетним детям.

3. Навязывание (в качестве подарка) ребёнку объекта Хагги Вагги как игрушки, попустительство со стороны взрослых доступу ребёнка к такому объекту и использованию ребёнком такого объекта в качестве игрушки как в семье, так и в образовательной организации – грубейшим образом нарушает право ребёнка на игру и на игровые материалы, но прежде всего грубо нарушает международно- и конституционно-гарантированные фундаментальные права и законные интересы ребёнка, связанные с обеспечением его физической, психологической и духовно-нравственной безопасности.

4. Производство, распространение (продажа, передача в дар посредством розыгрыша как приза, использование в шоу и пр.), рекламирование и попустительство к использованию (в том числе хранению) детьми объекта Хагги Вагги грубейшим образом нарушает правовые запреты, установленные Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

5. Попустительство или содействие получению и использованию малолетним ребёнком объекта Хагги Вагги его родителями может квалифицироваться как ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Такие же действия персонала детских дошкольных организаций, организаций культуры, общеобразовательных организаций (школ) и организаций дополнительного образования имеют аналогичную правовую оценку.

ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНО ЗДЕСЬ :

https://ouzs.ru/upload/iblock/d2f/d2fe271828ef9bdc784208dfce73b930.pdf

На рынке детских товаров две группы потребителей - дети и взрослые, при решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети. От нас взрослых зависит что мы покупаем. На рынке игрушек реализуются игрушки зарубежных производителей, которые не способствуют нормальному психологическому развитию ребенка. Результаты психолого-педагогической экспертизы некоторых игрушек, показали, что отдельные игрушки плохо влияют на психику ребенка, вызывая страх, тревогу, агрессию. К примеру, по результатам другой психолого-педагогической экспертизы, восемь образцов детских игрушек, (куклы типа «Monster-High», чьи создатели вдохновились фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах) негативно влияют на психику детей, провоцируют на проигрывание сюжетов, связанных с насилием, пропагандируют загробную жизнь. Дистрибьютор компании, производящей куклу Барби и MonsterHigh, приводит свои доводы: «…кукла несет мощный позитивный и оптимистичный посыл; вся идея этого бренда – помочь ребенку воспринимать себя таким, какой он есть, преодолевать комплексы, связанные с внешностью, преодолевать возрастные страхи. Каждый персонаж куклы Monster-High имеет какой-то определенный изъян, который не делает его изгоем в обществе, а делает его уникальным, воспитывает толерантность к людям с физическими недостатками». Какая иезуитская по сути логика. Число детей с изъянами во внешности критического характера невелико и не превышает 1% и ради этого необходимо, деструктивное воздействие на всех остальных, здоровых детей. Вместо того, чтобы, предоставить, этому небольшому числу детей, психологическую помощь и даже косметологическую хирургию за счет государства, наносится удар по психике всего поколения детей.

Проведение психолого-педагогической экспертизы, а также требования к психолого-педагогической безопасности игрушек действующим законодательством не предусмотрены. Если в законодательных органах одобрят обсуждаемую инициативу по введению обязательной психолого– педагогической экспертизы игр и игрушек, все они должны будут получать соответствующие сертификаты. Бизнес заявляет: что это может увеличить себестоимость изготовления игрушек на 20 %, а время их производства – на 30 %. Законодательное закрепление наличия заключения экспертизы позволит бы обеспечить правовое регулирование рынка детских товаров, требования к их безопасности, ограничение ввоза детских товаров, оказывающих негативное влияние на психическое здоровье и развитие детей. Кроме того, игрушки не имеющие признаков опасности для психического здоровья детей (а их можно прописать.) Не приведут к увеличению цен на остальные детские игрушки машинки, самолеты, кораблики, фигурки животных, детская посуда, инструменты, и т.д. которые не потребуют обязательной психолого-педагогической экспертизы.

Понятно, что такого рода изделия для детей, нарушает их права на психическое здоровье. Психические расстройства в мире вошли в первую пятерку заболеваний, ведущих к инвалидизации населения. Ухудшается статистика и в России. Невротические расстройства у граждан появляются по трем основным причинам: бедности, алкоголизма, стрессов на работе. (Статистика ВОЗ за 2020 год).

Наличие таких игрушек, сначала тряпичных, а затем и с ростом ребенка компьютерных, уж точно увеличит число и без того активно растущих психических расстройств. Нам такая перспектива не нужна. И просто, быть наблюдателем происходящего, не хочу. Задача гражданского общества в этом случае сигнализировать власти о проблемах. Можно порассуждать, какие формы использовать с целью защиты наших детей от вредного влияния изделий называемых игрушками и другого вредоносного контента.

-обращение в общественные советы министерства образования и министерства культуры. С целью внесения в повестку их работы темы игрушек.

- обращение в прокуратуру с заявлением о нарушении прав ребенка на психическое здоровье с указанием организаций торгующих небезопасной продукцией. Даже мораторий на проверки малого бизнеса не распространяется на продукцию несущую вред здоровью граждан.

- обращение в объединенный народный фронт

- обращение в политические партии, особо эффективно в предвыборные периоды.

- инициирование поправок в законы РФ об игрушке. Для этого необходимо иметь законодательную инициативу, а значит необходимы контакты с такими организациями.

- сбор подписей под инициативами на сайте российской общественной инициативы (www. roi.ru). Сайт только для граждан РФ, регистрация на нем через портал госуслуги. Петиции, набравшие тут, более 100 тыс. голосов автоматически отправляются, в федеральные органы власти отвечающие за тот или иной вопрос. И подлежат обязательному рассмотрению.

- распространение передового опыта, который привел к положительным решениям по рассматриваемому вопросу.(форм обращения и.т.д.)

- жёсткий родительский фильтр (такие игрушки не покупаем).

- организация кампаний в социальных сетях по этой теме.

Думаю, этот список возможных действий, для обеспечения решения проблемы психической безопасности, помогут продолжить неравнодушные читатели. Специально не упоминал государственные органы исполнительной власти. Обращение туда в последнее время большей частью бесполезны в виду перегруженности исполнительной власти.

Необходим анализ правовой базы который позволяет сформулировать, в какой степени и нарушение каких нормативно-правовых актов происходит. Думаю, юристы могут помочь с советами как провести юридический анализ по обсуждаемой теме.

Сам, попробовал найти нормативные документы, по теме безопасности игрушек. Приведу выдержки:

Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р, утвердило стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.

II. Цель и задачи Стратегии

Целью Стратегии является обеспечение качества, безопасности и доступности продукции и услуг для детей и семей с детьми путем создания в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров.

Основные тенденции российского рынка игрушек:

-рост потребительских требований к качеству игрушек (на решение о покупке в первую очередь влияет такой фактор, как безопасность продукции);

-активное применение при создании игрушек новых технологий;

-изменение структуры рынка игрушек за счет замещения традиционных игрушек интерактивными играми, ассортимент которых постоянно расширяется;

-усиление тенденции доминирования известных брендов, увеличение объемов продаж лицензионных игрушек, созданных по фильмам, книгам и играм;

-формирование рынка образовательных и развивающих игр и игрушек, специально предназначенных для коллективного применения в системе дошкольного образования (предполагают определенный уровень прочности, возможность гигиенической обработки, комплектность и образовательную ценность)

В соответствии с требованиями ТР ТС 008/2011, ФЗ № 184 «О техническом регулировании» безопасность игрушек подтверждается сертификатами соответствия. Данный документ не содержит никаких требований по проведению психолого-педагогической экспертизы, и требований к психолого-педагогической безопасности игрушек. Только технические требования к материалам изготовления. Задача общественности добиться расширенного толкования безопасности включая психическое здоровье ребенка. Не оставайтесь равнодушными включайтесь в эту общественную работу!