Впервые я учился "быстро" читать еще в 1982 году на курсах в Политехническом музее у О. А. Андреева и Л. Н. Хромова, затем в прошлом году зачем-то опять поддался уговорам и месяц тренировался. Но ведь говорят "горбатого могила исправит". Уж очень я люблю некоторые отрывки, моменты перечитать и не раз, насладиться и поразмышлять о прочитанном...
Но в чем секрет быстрого чтения великих и прежде всего Ленина, о котором авторы тогда рассказывали взахлеб? Ответ на вопрос казалось бы простой – особые техники скорочтения! Но стоит ли игра свеч?
Подробно изучив эту тему, сегодня расскажу действительно ли скорочтение это панацея, чтобы читать больше и понимать книги лучше. К концу этой заметки вы будете знать о современном взгляде на вопрос “А стоит ли тратить время на скорочтение?”
Чтение со скоростью “взгляда”
В 50-х годах XX века учительница Эвелин Вуд заметила, что некоторые ученики от природы могут читать быстрее других. Заинтересовавшись вопросом, она поставила эксперимент, пытаясь читать как можно быстрее. Но ответ нашелся случайно. Протирая пыль, Эвелин заметила, что её глаза поспевают за каждым движением слева направо.
Этот случай оформился в постулаты скорочтения. Когда читаем, мы проговариваем слово “про себя”, а затем уже понимаем его значение. Это называется “субвокализацией”. Если отказаться от нее и воспринимать слова по тому как они выглядят, распознавая только зрительный образ, то можно увеличить скорость в несколько раз!
Она назвала систему “динамическим чтением” и такое же название дала компании – Evelyn Wood Reading Dynamics. Филиалы начали открываться по всей стране, а предлагаемые услуги и обещания превратились в громкие заголовки на передовицах известных изданий, Они обещали повысить скорость чтения на английском языке со средних 250 слов в минуту как минимум в три, а то и в десять раз.
В чём секрет “эффективных” людей?
Но несмотря на популярность филиалов Вуд, у ученых был другой взгляд на этот вопрос.
“Имеющиеся научные данные демонстрируют прямую взаимосвязь между скоростью и качеством восприятия. Если читатель тратит мало времени на материал, он обязательно будет понимать его хуже”.
Это выдержка из отчёта опубликованном в журнале “Association for Psychological Science” указывает на сложившийся в научном обществе консенсус. К сожалению, волшебных способов читать быстрее, в то же время сохраняя полное понимание прочитанного, нет.
Препятствием к этому стала не “субвокализация” или расширение поля зрения, как считалось в XX-веке, а наша способность распознавать слова и процесс, который соединяет эти слова в длинные осмысленные предложения. Согласно статье New York Times быстрое чтение и понимание прочитанного связано с улучшением распознавания языка в целом, а не тренировки глаз распознавать очертания слов на странице.
По современным оценкам скорочтение скорее миф, чем реальность. Эффектный трюк с быстрый прочтением и воспроизведением текста по памяти сразу после провернуть можно. Но для осмысленного, глубокого понимания это не подходит совершенно.
Поэтому секрет “эффективных” людей прост – они плохо запоминают и мало осмысливают прочитанное. Тоже касается и учеников Вуд. Повторять за ними нет никакого смысла.
Но решение есть – читайте больше!
Если вы хотите читать быстрее, лучший способ – читать больше. Так вы сможете выражать себя всё большим количеством слов и лингвистических нюансов. И встретив их однажды в тексте, ваш внутренний “читатель” о них не запнется даже в сложные моменты.
Не бойтесь бросать книги или не дочитывать их. Даже если книга нравится! Возможно, сейчас неподходящий момент и вернуться к ней снова спустя время правильное решение.