Найти в Дзене
Новый драматический театр

Екатерина Демидова: "Роли сами нас выбирают..."

Об этой актрисе — красавице с исключительными сценическими данными для амплуа героини — хочется говорить как-то по-особому: в серьёзных изысканных выражениях, приподнятыми фразами... хотя сама Екатерина Демидова проста, улыбчива в общении и не любит пафоса. Однако и её Тойбеле, и Вера в "От первого лица", и чеховские героини — все они обладают, помимо женского очарования, королевским достоинством, энергией внутренней роскоши. Увидев её на сцене, трудно оторвать глаз...
Мы попросили Екатерину Александровну рассказать немного о себе — о пути в профессию; о ролях, о том, что волнует и о чём мечтается сегодня.

Екатерина Демидова
Екатерина Демидова

В труппе Нового драматического театра я оказалась, как и большинство других артистов, по итогам ежегодного показа выпускников театральных школ в 2013 году. Мы показывались в разные столичные театры, и меня приняли в Новый. Впервые я вышла на эту сцену в роли Валентины в спектакле "Богатые невесты" по пьесе А. Н. Островского. До сих пор помню своё волнение... Было трудно, но интересно: первая главная роль, профессиональная сцена! Уже нет и не будет тех тепличных условий, к которым ты привык в институте. Особого времени на раскачку уже нет. Или выходишь и делаешь, или... есть второй состав. Всё по-взрослому.

Вспоминая о начале актёрского пути, не могу не упомянуть своих учителей. Бесконечно благодарна своему художественному руководителю курса Павлу Евгеньевичу Любимцеву [П. Е. Любимцев — завкафедрой мастерства актёра Театрального института им. Б. Щукина, артист театра и кино, писатель, педагог - Прим.] За его веру в нас, своих учеников. За терпение. За знания. За передачу основ театральной этики. Мне кажется это чрезвычайно важным. Каким бы ты ни был талантливым и технически оснащённым, если ты тянешь одеяло на себя, грубо нарушаешь субординацию или не внимателен к партнёру (не только на сцене, но и в жизни), то ты предаёшь не только себя, но и общее дело.

Почти каждый день нежно вспоминаю
Людмилу Сергеевну Ворошилову [Л. С. Ворошилова — педагог по мастерству - Прим.] Те, кто с ней знаком, поймут меня... Вообще, только спустя годы понимаешь и в полной мере начинаешь ценить то, что тебе дали учителя. Тогда ты был слишком молод... и глуп.

Сцена из спектакля "Богатые невесты"
Сцена из спектакля "Богатые невесты"

Театр я люблю с детства. Моя тетя была главным бухгалтером по культуре в Твери, и соответственно, все ёлки, спектакли и выставки не обходили меня стороной. В старших классах школы я поступила в местный Народный театр драмы во главе с Владимиром Викторовичем Павленко [В. В. Павленко — артист театра, кино и телевидения - Прим.] Это время было волшебным. И там тоже было много учителей. В основном людей обычных профессий, без актёрского образования. Но так неистово и по-настоящему преданно горящими тем, что они делают!.. Эта атмосфера завораживала, и вопросов не было — куда идти учиться. И главное... хотелось именно в "Щуку". Со второй попытки я там и очутилась — во многом благодаря Ирине Васильевне Андриановой, народной артистке России. Она не только готовила меня к поступлению, помогала подбирать материал для вступительной программы. Она подарила мне веру в то, что всё возможно.

Сейчас я служу в театре, которым руководит человек, очень близкий мне своими взглядами на сценическое искусство.
Вячеслав Васильевич Долгачёв во всех своих спектаклях ставит на первое место Человека, занимаясь исследованием его истинной природы. И, конечно, я бесконечно благодарна ему за веру, поддержку; за то, что он доверяет мне в профессиональном смысле.

"К счастью, ролей я не жду..."

Меня однажды спросили: "А есть ли персонаж, которого ты ни за что не согласилась играть? Есть же в пьесах отрицательные героини, злодейки, обманщицы..." И я поняла, что никогда не задумывалась о возможных ролях в таком ключе. Наоборот, всегда думаю о том, что хотела бы сыграть, без "не"... С другой стороны, зацикливаться на чём-то и ждать конкретных предложений тоже было бы странно. К счастью, ролей я никогда не жду. Потому что это дело абсолютно гиблое (Улыбается). Хотелось бы соприкоснуться с Шекспиром. Попробовать себя, возможно, в жанре греческой трагедии. Очень люблю "Пер Гюнта" Ибсена, эта пьеса давно меня греет. Может быть, неспроста?..

В текущем репертуаре Нового драматического театра мне дорога и по-своему интересна каждая роль. Но любимая... обожаю Клару в "Визите старой дамы" Дюрренматта! Это самая значимая для меня работа на сегодняшний день. Несмотря на то, что на первом этапе репетиций было сложно. До отчаяния. До мысли, что назначение меня на эту роль — ошибка. К счастью, со временем удалось найти внутренние манки, чтобы роль "задышала"... И теперь я уверена, что любой материал своевременен. Даже больше скажу — роли сами нас выбирают. Это трудно объяснить, но я в это верю.

Екатерина Демидова в спектакле "Визит старой дамы"
Екатерина Демидова в спектакле "Визит старой дамы"

Спектакль наш гротескный, но вместе с тем в основе его лежит тот самый психологический театр, к которому мы все стремимся. Совместить острую форму и внутренние непоколебимые мотивы — вот основная задача, которую все участники спектакля решают для себя каждый вечер, выходя на сцену. Я не исключение...

Размышления актрисы о роли Тойбеле в спектакле "Тойбеле и её демон" читайте в материале "Любовь у всех народов одинакова"

Работа в "ЧЕХОВ. ПРОЕКТе" — безусловно, важный этап для всей труппы в целом и для меня в частности. Это вес, который, кажется, придётся брать всю жизнь. Репетиции давались и даются непросто. За изяществом формы в этих великих текстах стоит такая глубина, что порой становится просто страшно.

Екатерина Демидова - Маша ("Три сестры", ЧЕХОВ.ПРОЕКТ")
Екатерина Демидова - Маша ("Три сестры", ЧЕХОВ.ПРОЕКТ")

Самая большая опасность — свалиться в патетику, в общее место, технически "мастерить" на сцене. Сложно быть сегодняшним, то есть, действовать здесь и сейчас. Первая версия "Если бы знать..." была представлена зрителю в декабре 2018 года, но и сегодня нельзя сказать: "Вот, теперь я знаю, как это играть!" Как только ты успокоился и сел на привычного конька или удобный актёрский штампик — всё, сцена уже не идёт...

И Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), и Маша ("Три сестры") мне очень близки. Маша в некоторой степени больше. Мне импонирует её внутренняя целостность, решимость, способность на тяжёлый, неудобный и, безусловно, трагический шаг.

Сегодня Чехов, мне кажется, актуален как никогда. Человек сегодня "ускорился", приобрёл самые невероятные навыки, укротил всё и вся, но, как и сто лет назад, пытается разгадать главный вопрос: для чего он живёт.

Увидеть Екатерину Демидову на сцене можно в спектаклях Московского Нового драматического театра (ул. Проходчиков, 2)
БИЛЕТЫ ЗДЕСЬ