Под вне евангельскими изречениями Христа или аграфами понимают те слова и выражения, которые приписываются Христу, но не содержатся в Евангелиях. Сохранившихся аграф немало, некоторые из них действительно можно отнести к сказанным Спасителем, иные не вызывают доверия, а какие-то и вовсе противоречат духу Евангелия. Где можно найти аграфы и какие из них стоит принимать за достоверные? Постараемся ответить на эти вопросы.
Сразу стоит оговориться, что в статье приводятся только некоторые аграфы, чтобы дать представление о них читателю. Установить общее число аграф проблематично: изречений, претендующих на факт произнесения их Христом, слишком много, достоверность многих из них сомнительна, а мнения ученых – варьируются.
Классификация аграф
Аграфы можно классифицировать по источнику происхождения:
▸из Священного Писания
▸из трудов отцов и церковных писателей, древнехристианских литературных памятников
▸из древних литургических текстов
▸из новооткрытых литературных памятников
▸из апокрифов, подложных текстов и нехристианских текстов
Новозаветные аграфы
В Новом Завете, помимо Евангелий, слова Христа встречаются в книге Деяний Святых апостолов, в некоторых Посланиях апостола Павла и Соборных Посланиях, в Апокалипсисе.
Некоторые новозаветные аграфы перекликаются или частично соответствуют тексту Евангелия, а некоторые уникальны и никак не перекликаются с Евангелием. Например, к первым относятся слова Христа во время Тайной вечери. Сравним несколько текстов:
Мф. 26:26-28
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое [...]
Пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Мк. 14:22-24
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое [...]
Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая
Лк. 22:19-201
Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание [...]
Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается
Кор. 11:24-25
Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, за вас ломимое;
Сие творите в Мое воспоминание. [...] Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Апостол Лука был сподвижником апостола Павла. И его Евангелие было написано позже Послания к Коринфянам на 15-20 лет. И здесь примечательно, что апостол Лука повторяет не слова других евангелистов, а именно апостола Павла.
К уникальным аграфам, например, относится речение Христа, переданное апостолом Павлом: «Блаженнее давать, нежели получать» (Деян. 20:35); слова Христа в Откровении: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (3:20); «Се иду, как тать» (16:15); цитирования апостолами Спасителя в Посланиях: «Не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12) .
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
К аграфам также можно отнести те Евангельские речения Христа, которые встречаются только в некоторых рукописях. Например, в кодексе Безы после Лк. 6:4 содержится добавление, которого нет в других рукописях: «В этот же день, увидев некоего, работающего в субботу, [Иисус] сказал ему: человек, если ты знаешь, что делаешь, то ты блажен, если же не знаешь, то ты под проклятием и преступник закона».
А некоторые слова, находящиеся в Посланиях апостолов, хотя и не имеют на то прямого указания, могут принадлежать Спасителю. Например, по мнению свт. Епифания Кипрского и Дидима Слепца, слова «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10) принадлежат Христу.
Конечно, наибольшего доверия заслуживают только те аграфы, которые прямо пересекаются с текстом Евангелия или имеют апостольское указание на то, что это слова Христовы. В то же время, святоотеческие мнения не учитывать нельзя, а к уникальным фрагментам отдельных рукописей стоит относиться с осторожностью.
Аграфы из творений святых отцов, богословов и древнехристианских литературных памятников
Как правило, такие аграфы не противоречат евангельскому духу, хотя их достоверность установить трудно. Некоторые аграфы настолько плотно вошли в церковную речь, что о их вне евангельском происхождении мало кто задумывается. Аграфы содержатся в «Дидахе», «Правилах Святых Апостолов», у сщмч. Климента Римского, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Поликарпа Смирнского, сщмч. Иринея Лионского, мч. Иустина Философа и в прочих источниках.
Примеры подобных аграф:
● «Поэтому-то Иисус сказал: ради немощных Я был немощен, и ради алчущих алкал, и ради жаждущих жаждал» (Ориген, «Толкование на Евангелие от Матфея»)
● «Посему и Господь наш Иисус Христос сказал: в чем Я вас застану, в том и сужу» (Мч. Иустин, «Беседа с Трифоном Иудеем»)
● «Ибо Он так сказал: милуйте, чтобы быть помилованными, отпускайте, чтобы простилось и вам; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так будете судимы; как оказываете снисхождение, так и вам окажут снисхождение; какой мерой мерите, такой будет отмерено вам» (Сщмч. Климент Римский, «Первое послание к Коринфянам»).
● «Но и об этом сказано: пусть запотеет милостыня в руках твоих, пока не узнаешь, кому даёшь» («Дидахе»).
Аграфы из литургических текстов
Таких аграф немного и они мало изучены. Судить о их достоверности сложно.
Например, в чинопоследовании Таинства Соборования приводятся речения Христа. Их предваряют слова «Ты еси рекий». Помимо речений из канонических Евангелий есть одно неизвестное: «Ты еси рекий: елижды аще падеши, востани, и спасешися».
По Преданию, слова «Душе истины… прииди и вселися в ны и очисти ны» молитвы «Царю Небесный» принадлежат Христу. В некоторых древних рукописях молитвы «Отче Наш» прошение «Да приидет Царствие Твое» заменялось этими словами. По свидетельству свт. Григория Нисского, Лк. 11:2 читалось так: «Да приидет в нас Дух Твой Святый и очистит нас».
Аграфы из новооткрытых текстов
Под новооткрытыми текстами подразумеваются те древние тексты, которые не были известны долгое время. Например, среди найденных в конце XIX в. Оксиринхских папирусов, были как фрагменты Священного Писания, известных апокрифов, так и доселе неизвестных текстов и евангелий. Некоторые из речений Христа, которые обнаруживаются в новооткрытых текстах, могут частично или полностью совпадать с речениями из канонических Евангелий. А некоторые совпадают с таковыми из апокрифической литературы. Поэтому относиться к ним следует с осторожностью.
«Говорит Иисус: где будут двое, там они не будут без Бога, и где будет один одинок, там я с ним. Подними камень, и там найдешь меня, рассеки дерево - и там». К примеру, это речение Христа из Оксиринхских папирусов позднее было обнаружено в апокрифическом евангелии от Фомы, которое отцы причисляли к манихейским. Его текст был утрачен, но вновь обнаружен в 1945 году.
Аграфы из апокрифов, подложных и нехристианских текстов
Условная категория аграф, к которой доверия должно быть меньше всего. Сюда относятся речения Христа из апокрифических и откровенно еретических евангелий, Талмуда, Корана и т. д. Как правило, такие речения не имеют ничего общего с евангельским духом.
«Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (Коран, 3:49).
«Совершенный Спаситель сказал: «Я изошёл из Бесконечного, чтобы поведать тебе обо всём. Дух, Который Есть был родителем, у которого была Сила Родителя и Природа Дающего Форму, чтобы Великое Изобилие, бывшее сокрытым в нём, могло быть явлено. Из-за милосердия его и его любви он желал выделить из себя Плод, чтобы не мог он один наслаждаться его добротой, но (чтобы) прочие Духи Непоколебимого Поколения могли выделить Тело и Плод, Славу и Честь в нерушимости и бесконечной милости его, чтобы его Сокровище могло быть явлено Само-Порождённым Богом, отцом всякой Нетленности и тех, что начали быть впоследствии. Но они всё ещё не стали видимыми. Ныне же между Нерушимостями есть великая разница» («Премудрость Иисуса Христа»).
«Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное» («Евангелие от Фомы»).
В чем ценность аграф
Аграфы до сих пор представляют собой интерес и предмет исследования ученых. Доверия же неискушенного читателя они заслуживают только в том случае, если происходят из авторитетного источника (Писание, святоотеческие тексты или древние христианские творения) и не противоречат евангельскому духу. Многие из них действительно назидательны и созвучны проповеди Христа в Евангелии. Сомнению не подлежит, что не все поучения Христа вошли в Евангелия, о чем и пишет евангелист Иоанн (см. Ин. 21:25). Поэтому среди аграф действительно должны быть подлинные слова Спасителя, и в этом их ценность.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ