Найти тему
Kamerzanov

Как мы попали в Чад. Часть 2. В машинах поселились крысы, едем по тревожной дороге вдоль ЦАР.

Кто поселился в наших машинах
Все наши машинки завелись на удивление быстро. Машину Эльшана пришлось «прикурить», потому как Фрэнсис после очередного завода машин забыл снять клемму. Поскольку Эльшана в этот раз нет, за его машину в этом этапе отвечает Дима Батуро.
Разбор авто после полуторогодовалого перерыва превратился в настоящий квест. Первую высохшую от жары тушку крысы обнаружил прямо на диске колеса Сергей Зарипов, проверяя давление колес.

Тушка в колесе
Тушка в колесе

На этом его крысиные истории закончились, чего не скажешь об остальных машинах.
Больше всего пострадала от грызунов моё авто и машина Эльшана.

Крысы жрали все
Крысы жрали все
В машинах бардак
В машинах бардак

Сразу же после открытия кунга стало понятно, что все наши надежды на то, что крысы сюда не проникнут исчезают прямо на глазах. В нос ударил специфический мышино-крысиный запах. Сверху, в ящиках, лежали лохмотья того, что раньше было салфетками, перчатками, картонными упаковками с запчастями. Надгрызенными оказались даже сумки и чемоданы. Разбор пришлось производить в печатках. Радовало то, что в моей машине не было съестных припасов, все они лежали в походной кухне у Эльшана. Да, там милые серые пушистые создания разгулялись. Несколько дохлых экземпляров были обнаружены прямо в фанерных выдвижных ящиках. Один из них был настолько отмечен крысами, что его решено было вытащить наружу. Там то, как оказалось семейство грызунов и квартировало. Одна за другой, из ящика стали выпрыгивать милые серые зверушки с длинными хвостами. Мы насчитали четыре особи, а потом уже и совсем со счета сбились.

В любимом казане Эльшана завелись какие-то муравьи, сожрав упакованный рис, хранившийся внутри.

-4

Весь день с раннего утра мы доставали вещи и сортировали в две кучи: «точно на выброс» и «можно спасти». Все надкусанные и поврежденные пачки утилизировались без раздумий. А вот тушенка, привезенная в 2019 году из дома, сохранилась очень даже неплохо.

Тушенка неплохо сохранилась
Тушенка неплохо сохранилась

В итоге большая часть продуктов пошла на выброс. Крысам было интересно все. Они надкусали, прогрызли и проделывали дырки везде, где только могли.
Больше всего я переживал за то, чтобы грызуны не повредили ничего важного в машине. Вспомнилась история, как в далеком 2013-м году, когда мы доехали из Новосибирска до Малайзии (проект
«На край Евразии»), на обратном пути машина долго стояла в контейнере во Владивостоке. Тогда крысы подъели под капотом много проводов и даже погрызли горловину бачка омывателя. Сейчас я всерьез побаивался подобной проблемы. При первом осмотре под капотом всё было вроде в порядке. Явных повреждений не просматривалось.
-Ничего, подождем, время покажет, — подытожил я, понимая, что некоторые дефекты вылезут только после начала эксплуатации. Время вскрыло, что было повреждено, гораздо быстрее. При попытке подкачать колеса выяснилось, что мой компрессор прекрасно работает, только вот давления в системе не создаёт. Включив рацию я понял, что вынесенные на переднюю панель колонки безмолвствуют. Вскоре обнаружилось, что воздухопровод, проходящий в багажнике перегрызен, а провода идущие от тушки рации расположенной за задним сидением к колонкам вмонтированным в переднюю панель, видимо тоже повреждены. Урон есть, но он не критичен, ехать можно.

Прийти в нужную форму
-Бонжур месье! — французский язык из уст китайца звучал крайне несуразно.
-А мы вас помним! Вы же у нас чинились годик назад! — сияя добродушной улыбкой, добавил невысокий житель Поднебесной, неопределенно махнув на зону ремонта. Улыбаясь, я коротко рассказал нашу историю долгой стоянки в Яунде. Сейчас готовы ехать дальше, но нужно кое-что привести в порядок. Ничего сильно критичного, но это потребует определенного времени работы.
После такой долгой стоянки нужно было первым делом поменять масло. В этот раз нашим партнером выступила французская компания RIXX, чьё масло мы привезли с собой и залили.

Меняем масло
Меняем масло

Работа для двигателя предстояла непростая: жара, высокие обороты и непредсказуемые дороги в Сахаре. Отличный тест для материалов и комплектующих.
Втулки передних амортизаторов мы поменяли в прошлый раз. Тогда же диагностировали люфт, в правом ступичном подшипнике. Его я привез с собой. Правый ступичный подшипник начал люфтить, его решено было тоже поменять.

Меняем подшипник
Меняем подшипник

Вниз посыпалась смесь оранжевой глины и ржавчины. Хотя все же больше было глины прихваченной нами в соседнем Габоне еще в прошлом этапе.

Глина еще из Габона
Глина еще из Габона

Негорящий задний габарит, весьма оперативно исправила местная девушка-электрик.

Чиним габаритные огни
Чиним габаритные огни

У Сергея ситуация с ремонтом была несколько сложнее. Помимо стандартной процедуры по смене масла и фильтров, ребята привезли с собой набор соленоидов и косу коробки-автомата. Еще в прошлом этапе, в Намибии, коробка-автомат на машине Сергея начала выдавать ошибки и греться. После анализа данных, было принято решение приобрести дома все что нужно и установить прямо здесь. Китайские мастера отказались заниматься установкой, но любезно предоставили яму для ремонта. Сергей и Дима провели полный рабочий день, занимаясь установкой.

Ремонт коробки передач
Ремонт коробки передач

Правда уже на этапе сборки обнаружилась неприятность: прокладка пришла в негодность. Оперативно приобрести её не получилось нигде, даже на официальном сервисе «Тойота» нам сообщили, что они используют эти же прокладки, только устанавливают на герметик. Иного варианта нет. Так, и поступили, предварительно заказав две прокладки, которые вторая половина группы должна привезти в Нджамену. На машине Эльшана, Дима поменял масло и чехол палатки. В остальном все было в порядке.
Долго и упорно пришлось отмывать машины. Для этого мы вытаскивали все вещи из салона и кунга. Мойщики на протяжении нескольких часов усиленно мыли и пылесосили наших железных коней.

Сбиваем полуторагодовую пыль
Сбиваем полуторагодовую пыль
Сняли кунг
Сняли кунг
Разбор запчастей
Разбор запчастей

Во время мойки двигателя я заметил нечто странное под капотом ближе к аккумулятору. Я попросил ребят достать это нечто. Каково же было наше удивление, когда перед нами постепенно образовалась груда…костей. Причем большого животного. Кости были частично разломаны. Немного подумав, мы нашли этому очень разумное объяснение. На стоянке у Фрэнсиса моя машина стояла достаточно близко к собачьей конуре. Хозяин, будучи владельцем кафе, периодически баловал свою большую собаку костями. Крысы не могли терпеть такой социальной несправедливости и попросту воровали эти кости у собаки. Идеальным местом для хранения былоа выбрана укромная площадочка под капотом моего авто. Туда собака даже при желании не доберется. Часть костей позже была обнаружена на металлической защите коробки авто. Дааа…Моя машинка оказалась очень даже удобной для проживания сереньких наглецов.

Костя под капотом
Костя под капотом

Через пару недель, уже в пустыне мы обнаружим еще кое-что. При смене салонного фильтра в воздуховоде нашлись тряпки и перчатки, принесенные туда грызунами. Ну и, разумеется, сам салонный фильтр оказался прилично погрызен.
Финальным штрихом была дезинфекция воздушной системы специальными средствами. Режим работы вентиляции включался на внутренний забор, в салон ставился специальный баллончик с аэрозолем, и машина десять минут гоняла воздух по системе. Все прошло хорошо, впоследствии никаких дрянных дыхательных болезней мы не прихватили. Немного внешнего лоска – меняем старые, выцветшие наклейки на новые, яркие. И вуаля! Наши тачки готовы к новым приключениям!

Радость!
Радость!

Путь на север
-Ай ай…в Чад значит едете, — сокрушался Селистин, — помните, это уже не Камерун, там нужно быть очень осторожным. Опасная страна! Ну, давайте, удачи вам!
Мы пожали руки, распрощались с нашим камерунским визави, планируя вернуться на эту же стоянку через месяц.
На дворе было послеобеденное время пятницы. Можно отправляться в путь. Но тут в голове вовремя зазвучал тревожный звоночек: «Мы будем пересекать границу, на всех границах нужен негативный КОВИД тест. Нам нужно срочно его сделать!». Разумеется, при планировании нашего маршрута это было учтено, но из-за жуткой ремонтной суеты, это как-то вылетело из головы. Напрягало то, что сегодня обед пятницы, а выходные в Африке дни абсолютно непригодны для решения вопросов. Терять почти три дня совсем не хотелось, и мы срочно отправились в центр города, туда, где делают тесты.
-Месье, мы уже закрыты. Сегодня работали только до полудня. Приходите в понедельник.
Два молодых санитара смотрели на меня с сожалением. Прибежал непонятный белый человек, просит срочно сделать тест, да еще и напечатать ему. Говорит что-то про нескольких человек в группе.
Я же смотрел на парней, лихорадочно соображая, как мне обойти эту проблему. Долго не раздумывая, пришлось ринуться в атаку.
-Ай, господа, какая сложная ситуация! Нам очень нужна ваша помощь, мы готовы заплатить сверх цены за срочный тест, но нам очень, очень надо его сделать. Иначе, у нас будет большая проблема.
Услышав про деньги ребята, оживились. Один из них попросил подождать, и через пару минут вернулся с медсестрой. Та, внимательно выслушала рассказ, при слове «деньги» тоже заметно оживилась. Сказала, что материал сдается здесь, потом везется в лабораторию, где уже и печатают справку. Возможно, за деньги они смогут это сделать. Но результат в лучшем случае будет завтра. И ушла звонить. Парни долго шушукались между собой, потом, наконец выдали:
-Месье, это будет вам стоить на пятерых человек триста тысяч франков.
После мгновенного пересчета в голове, я понял, что ребята не прочь хорошо заработать. Они хотят с нас получить за пять тестов почти шесть сотен долларов. Да, я, конечно, предлагал деньги, но не ожидал, что ребята захотят так много. Ведь обычный тест, со слов Селистина, стоит здесь 25 долларов. Но отступать было некуда, я утвердительно кивнул. Было видно, что торг неуместен.
Скоро вернулась медсестра с плохой новостью: в лаборатории отключили свет и когда он появится неизвестно. Да, нельзя забывать, что это Африка и здесь, это обычное явление. Все выглядело так, что мы не сможем решить проблему оперативно, нам придется тут сидеть, дожидаясь понедельника. Но, тут началось самое интересное.
-Не беспокойтесь! Вы можете сдать тест сейчас, напишите в анкете свою почту и езжайте! Как только результат будет готов, мы пришлем вам pdf файл с результатами, — радостно нашлась медсестра.
-PDF файл?, -обмер я, — а что так можно?
-Конечно, просто покажете на границе и всё. Мы вообще не даём бумажные справки, мы всегда просто распечатываем результаты, которые приходят в электронном виде.
Тут я понял, что удача совсем близко, нужно только сделать все правильно.
-Хммм, а как это выглядит? — с видом наивного простака спросил я.
Ну, это просто, — довольно начала медсестра, предвкушая возможность дать мастер-класс несведущему европейскому туристу.
— Вот, например такой тест, — её палец заскользил по экрану смартфона и остановился на сообщении в мессенджере и нажал на знакомую pdf иконку. Тотчас на экране открылась форма справки, с фамилией, датой, печатью, подписью и QR кодом. Сердце моё бешено заколотилось.

PDF с результатами анализа
PDF с результатами анализа

-И что, прямо вот с такой вот штукой можно на границу? — не унимался я, не выходя из своей роли глуповатого туриста.
-Да, конечно же! Мы всегда так делаем!
Оставался один шаг, и здесь важно было не сделать ошибки. Я нахмурился, изображая раздумье, начал рассматривать файл и наконец, выдал:
-А вы не могли бы мне сбросить в мессенджере этот файл, а я бы его отправил нашему гиду в Чаде, чтобы он подтвердил, что с этим документом можно пройти границу.
И тут произошло то самое чудо, на которое я уповал. Девушка не почувствовав никакого подвоха, тут же переслала мне файл. Чтобы не выдать себя, я на её глазах переправил этот же файл в Чад, снабдив его правдивым вопросом: «А такая форма справки пойдет?». Внутри у меня уже все трепетало от радости, у нас был исходный документ, а дальше дело техники. Теперь нужно было красиво уйти. Ребята, почувствовав деньги, уже горели желанием помочь нам за несколько сотен долларов.
-Сейчас мы получим ответ из Чада и давайте всё делать!- радостно сообщил я, — а пока мы отъедем недалеко, нам нужно колеса отремонтировать, и после вернемся к вам.
Парни радостно закивали, а я спокойным шагом пошел к машине, хотя хотелось бежать изо всех сил. Через двадцать минут мы уже стояли на шиномонтажке, Серега и Дима балансировали и подкачивали колеса, а я, сидя за рулем, с открытым ноутбуком превращал образец в pdf-справки нашей команды. Маловероятно, чтобы на границы кто-то проверял QR коды, да и решить проблему там будет легче, главное, чтобы справки были. Совесть по поводу отсутствия настоящей справки нас не мучила. Мы несколько дней назад сдавали анализы перед отлетом, а после пересечения границы с Чадом нам все равно придется сдавать тест уже там. Три дня ожидания в Яунде были неприемлемым вариантом для нас. Ведь по графику 28 мая вторая часть группы уже приземлялась в Нджамене. Справки готовы, машины на ходу, несмотря на вечер мы решаем покинуть Яунде. Нужно вырваться из города и добраться до Бертуа, там и заночуем.
Общее расстояние от Яунде до Нджамены составляло около 1600 км. Переход границы запланирован в районе городка Кутере, что практически на стыке Камеруна, ЦАР и Чада.

Путь в Чад
Путь в Чад

Погранпереходы есть и выше, но нам не рекомендовали этого делать по причине безопасности — там появлялись плохие парни из «Боко Харам».
Уже через пару часов темнота поглотила дорогу. Мы двигались по извилистому асфальтному шоссе на северо-восток страны. Ох, не надо ездить ночью в Африке! Плохо это. Местные часто мчат без света и опознавательных знаков, животные переходят дорогу, ямы почти не видны. Вскоре начался тропический ливень. Вкупе с темнотой это создавало тревожный фон для езды. Хотелось аккуратно и без плохих приключений добраться до пункта назначения. Вскоре дождь утих.
Очередная встречка вылетела из-за поворота, яркий свет фар ударил в глаза. Я рефлекторно прищурился. Машина уже исчезла, как что-то впереди меня заставило присмотреться.
Я впился в руль, правая нога ударила по тормозу, колеса завизжали по асфальту. Раздался глухой стук, шорох листьев, мы остановились. В машину упирались ветки и листья.

Чуть не врубился в ветки
Чуть не врубился в ветки

Включив аварийку и предупредив по рации ребят, я осторожно вышел на дорогу, чтобы понять, куда это мы влетели. На дороге лежало раскидистое зеленое дерево, мы въехали в одну из боковых ветвей, благо до ствола не добрались. Пронесло… Всё могло быть куда хуже. Под треск ветвей я отъехал назад и оглядел свою ласточку. Ровным счетом ничего! Мощный кенгурятник спасает от повреждений в подобных ситуациях. Пора заканчивать с ночной ездой на черном континенте.

Много блокпостов и полиции. Едем по границе ЦАР
Следующие два дня мы упорно ехали вперед, делая остановки только на ночевки. Нас окружали всевозможные оттенки зеленого. От привычного нам зеленого, до темно изумрудного или почти желтого. Сойти с дороги даже при большой необходимости было невозможно. На обочине сразу упираешся в двухметровую растительность, кишащую стрекочущими насекомыми.

Дорога в сторону Чада
Дорога в сторону Чада

Найти съезд с дороги, для того чтобы организовать обед, было непросто. Иногда, на поиски открытого места уходил добрый час. Я смотрел по сторонам и понимал, что через неделю все это буйство растительного мира, полностью исчезнет на нашем пути. Останется только чистый песок и, возможно, камни. Ничего зеленого. А пока мы здесь, в тропиках, вдыхаем влажный тягучий воздух и с удовольствием едим сладкий арбуз. С деревьев падают сочные, спелые манго, а от всеобъемлющего стрекота насекомых, порой становится жутковато.
Памятуя о том, что ночью не стоит ездить по Африке, решаем найти хоть какой-то приют в городке Гаруа-Булай. Судя по карте этот город стоит прямо на границе Камеруна и Центрально Африканской Республики. Последние несколько лет ЦАР — республика стала одним из самых нестабильных мест в Африке. Тут продолжается гражданская война, в стране орудуют группировки, тут же, как пишут газеты, участвуют и наемники из РФ («вагнеровцы). В добавок ко всему, вся эта нестабильность выплескивается на границу соседних стран. Буквально через несколько дней случится
очередной мутный инцидент на границе с Чадом, где погибнут несколько чадских военных. Но мы еще ничего не знаем об этом и стараемся особенно не думать о политических сложностях.
Местный мотоциклист с радостью вызвался найти нам «отель» и повел нас на окраину города. Действительно, на внушительной закрытой территории оказалась небольшая гостиница. Места были. Правда не было света и как следствие не было воды.

Ночной отель без света и воды
Ночной отель без света и воды

Но нас такие мелочи уже не волновали, мы завалились спать. К пяти утра вместо будильника нас разбудил звук генератора, портье решил, что с утра, электричество нам пригодится.

Ехать сегодня сложно. Несколько десятков километров мы шли «впритирку» с границей беспокойной Центрально Африканской Республики. Настроение было прекрасное!

Жизнь прекрасна!
Жизнь прекрасна!

Из-за этого на дороге было бесконечное количество блокпостов. Каждый раз это отнимало время. Во избежание ненужных проблем, я говорил исключительно по-английски, дабы вывести общение с местными франкоговорящими полицейскими и военными из зоны их комфорта и избежать мздоимств. Где-то общение было быстрым, и мы буквально уезжали через несколько минут. Некоторые просили нас показать все паспорта, пояснить цель поездки, обрисовать план движения, показать разрешение для проезда по Чаду. Порой проверки растягивались на пятнадцать-двадцать минут.
Разок мы успешно преодолели пост, вручив особенно страждущему подарка полицейскому нашивку «Полиция РФ», и поехали дальше. Вскоре остановились поснимать детей стирающих вещи. Прошло несколько минут, как вдруг нас настигли военные в красных беретах и попросили снова предъявить документы.

Военные нас догнали
Военные нас догнали
Показываем паспорта
Показываем паспорта

Проверка началось сначала.
Некоторые полицейские, после проверки всевозможных бумаг, начинали задавать «взяточные» вопросы: А где же ваша страховка? В Камеруне непонятно как страховать машины иностранной регистрации. Поэтому её у нас не было. Но я не терялся, и сразу же, бойко им объяснял, что страховка требуется исключительно местным водителям, а нам, иностранцам, для этих целей штампуют Carnet De Passage. Большинство довольно кивали, делая вид, что понимают, о чем идёт речь, особенно ретивые стражи, просили показать этот самый документ. Я его предъявлял, засыпая их кучей подробностей, от которых у них голова шла кругом, и они уже поскорей мечтали избавиться от не прошенных гостей, у которых к тому же все документы в порядке.
Сильное впечатление оставляла вековая древисина, метра полтора-два в диаметре. Некоторые деревья по одному перевозили длинномеры.

На машине умещается ствол только одного дерева диаметром пару метров
На машине умещается ствол только одного дерева диаметром пару метров

Вскоре перед нами встал выбор маршрута: сделать крюк в сотню километров и поехать по хорошей дороге через Нгаундере, либо срезать сотню по проселочной дорожке, идущей через деревни. Мы выбрали второе, свернув с асфальта на глиняную грунтовку.

Отличная проселочная дорога
Отличная проселочная дорога

И не пожалели. Перед нами открылась та самая Африка, которую не всегда увидишь с асфальтной дороги. Конические жилища, удивленные лица аборигенов, рассматривающих наши машины и дети, возможно впервые в жизни, увидевшие белых людей.

Жилища
Жилища
Местные достаточно легко и с удовольствием позируют
Местные достаточно легко и с удовольствием позируют

Большое количество манговых деревьев на всем пути. Здесь манго стоили такие смешные деньги, что мы продолжали и продолжали их покупать, не смотря на то, что срок жизни зрелого манго в машине не превышает одного-двух дней.

Миллион видов манго
Миллион видов манго

На очередной небольшой остановке к нам подошел местный колоритный дедушка в традиционном для арабской Африки длинном ярком одеянии.

Колоритные камерунцы
Колоритные камерунцы

Он бережно держал за ручку крохотную девочку, свою внучку. Держался он просто и с достоинством. Мы разговорились, тем более, он весьма неплохо изъяснялся по-французски. Живет он здесь всю жизнь, внуки ходит в школу в соседнее село, единственный магазин находится там же. На наш вопрос, что же осложняет жизнь, он немного подумав изрек: «Бедность, обычная бедность». Подарив девочки тетрадки и карандаши для рисования, мы тепло простились и отправились дальше.
Весь день мы упорно пробирались к границе.

Все ближе к Чаду
Все ближе к Чаду

Нам очень хотелось попасть туда именно сегодня, потому как Адольфо должен был встретить нас лично, приехав из Нджамены. Мы держали с ним связь по смс и было видно, как почти одновременно наши отметки на карте приближаются к заветной точке. До городка Туборо, где находилась таможня, оставалось совсем немного, как вдруг нас снова остановили. В этот раз военный был крайне любопытен. Задавал множество вопросов, потом забрал наши паспорта и ушел звонить. Я начал расспрашивать, где же находится таможня, на что он сообщил, что как раз позвонил начальнику таможни и сейчас он лично приедет и заберет нас. Действительно, через пятнадцать минут приехал человек, выслушал рассказ «проявившего бдительность» военного, довольно кивнул нам и предложил проехать за ним. Получив обратно паспорта, мы отправились в центр городка на территорию таможни.
На самом деле, посещение таможни было очень волнительным моментом, к которому мы готовились несколько месяцев. По причине коронавируса, наши авто пробыли в Камеруне куда больше положенного срока. Согласно нашим документам, мы должны были их вывезти еще до конца августа 2020-го года. Но из-за пандемии сделать этого не удалось. На данный момент мы нарушали таможенное законодательство Камеруна. Да, у нас была уважительная причина, но кого из бюрократов это волнует? Лишиться машины очень легко, как раз в такой ситуации. Я сам видел красивый Фольксваген «Туарег» на границе Судана и Эфиопии. Хозяин пропустил все сроки и приехал за авто через полтора года. Таможенники уведомили его о необходимости оплаты 200% таможенной пошлины. В итоге, авто было изъято в пользу государства. Нам очень не хотелось повторения такой истории, и мы решили подстраховаться, получив заранее в таможне Камеруна соответствующий документ.
То, что сначала казалось рутинной операцией, превратилось в затянутый квест. Во многих странах Африки ничего не делается, если за это не заплатить. Причем платить пришлось сначала одному человеку, потом второму, потом третьему. После начались долгие запросы на КПП где мы проезжали, потом не было директора. В общем и целом, все это заняло около трех месяцев и стоило нам уже близко к тысяче евро. По прибытии в Камерун Селистин торжественно вручил нам спасительный документ, и мы уже спокойно двигались в сторону границы.

Сейчас шагая за директором таможни, я переживал, все ли у нас получится. Сам момент истины оказался весьма быстрым и банальным: он открыл Carnet De Passage, достал печать, поставил её, расписался и потянулся за следующим. В течении трех минут все было окончено. Его совершенно не заботили даты нашего въезда и сроки действия документа.
-Спасибо сэр!, — только и вымолвил я, и мы вместе вышли во двор.
Мы уже рассаживались по машинам, когда чиновник подошел ко мне и в шутку сказал:
-Вот, я уже ведь полчаса как официально не работаю, ради вас задержался. Может, дадите чего?
Растроганный такой заботой и понимая, что нам еще здесь выезжать, я собрал несколько некрупных купюр суммой 25-30 долларов и вручил ему. Он просиял и сообщил, что будет ждать нашего возвращения.

Мы в Чаде
Через тридцать километров показалось уже знакомое нам, приграничное столпотворение. Очередь из длинномеров, которую сразу нужно объезжать, так как у них отдельная пропускная система. На пограничном пункте толпы галдящих людей и важные сотрудники поста в военной форме.
-О! Смотрите! Белый человек идёт! – удивленно сказала Марина.
Действительно, со стороны границы, уверенным шагом, приближался пожилой европеец и шёл он решительно к нам.
Продолжение следует…