Скульптор-камнерез Вячеслав Леонтьев родился в 1984 году.
Живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончил Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж по специальности «художник скульптор-камнерез». Обучался работе с камнями мягких пород – селенит, гипс, ангидрит. Дипломная работа «Воин света» была посвящена образу Георгия Победоносца.
С 2006- 2009 гг. работал на ювелирном заводе в Екатеринбурге, где начал осваивать работу с твёрдым камнем. Создавал произведения в жанре анималистики, флористики, объемной мозаики (полихромных фигур).
С 2010-2020 гг. – мастер камнерез в камнерезной мастерской ООО «ЭБОЛИ» в Санкт Петербурге.
С 2020 г. и по сей день работает в камнерезной «Мастерской Сергея Фалькина». Неоднократный участник и победитель отраслевых выставок и конкурсов.
2012 г. – выставка «Ювелирный Олимп» (Санкт-Петербург).
2014 г. – выставка «Ювелирный Олимп». 2 место за работу «Осенняя лента Мебиуса» (Санкт-Петербург). 2014 г. – конкурс и выставка ювелирного искусства Гохрана России (Москва).
2021 г. – фестиваль и Международный конкурс камнерезного и ювелирного мастерства «Серебряный бабр». Диплом III степени в номинации «Камнерезные инновации» за работу "Ритм" (Иркутск).
2022 г. – Диплом I степени в конкурсе Гохрана России в номинации «Мастерство камнереза, отраженное в пластике камня» (Москва). 2022 г. – выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» в Государственном историческом музее (Москва). 2022 год – выставка «Во всём блеске» в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург).
Из интервью с Вячеславом Леонтьевым:
Как вы стали художником по камню?
– Во многом это идёт из семьи. Моя мама – ювелир, с детства дома были книги по ювелирному искусству, часто я видел сами работы. После школы я пытался поступить на гравера в художественное училище под Костромой, а затем в Кунгур, сегодня это Кунгурский Государственный художественно-промышленный колледж. Причём сначала я хотел стать ювелиром, но по баллам прошёл на камнерезную специальность. Ювелирное дело предполагает огранку, а тут была какая-то каменная масса, грубо говоря, булыжники. И, как я сейчас осознаю, тогда я не сразу вообще понял, куда попал. Но постепенно втянулся, увлёкся. Во многом благодаря замечательным преподавателям: Степану Степановичу Кривощёкову, Анатолию Васильевичу Овчинникову. Это была очень сильная школа. Уже к концу обучения к нам приехали специалисты из Екатеринбурга, звали на работу на завод. У них в буклетах я увидел работы, как раз воплощавшие собой то, что я себе представлял, когда поступал в Кунгур. И я поехал работать в Екатеринбург. Это только дополнило предыдущий опыт.
Но постепенно мне захотелось двигаться в другую сторону, искать другого подхода. Всегда засматривался на Академию Штиглица. Многие мои одногруппники по Кунгуру уже там учились, и в итоге я перебрался в Питер и стал ходить рисовать, параллельно занимаясь поисками работы в камнерезной сфере.
Так я пришёл в фирму «Эболи», знаковую компанию для петербургской камнерезной школы, с которой в своё время были связаны многие известные мастера. И я проработал там почти 10 лет. Этот опыт многое мне дал. Тут я столкнулся с мэтрами, и всё-таки ни одно учебное заведение не заменит работы с мастером напрямую, живого общения, передачу навыков на практике. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был правильный, интересный путь. А с 2020-го года я работаю в Мастерской Сергея Александровича Фалькина.
Мне нравится работать с цельным камнем и пытаться передать настроение, заложить в произведение разные смыслы, которые будут считываться зрителями. Интересно, что ведь каждый увидит что-то своё. Так получилось, например, со скульптурой «Метаморфоза» из триптиха «Океан». У меня лежал небольшой кусочек агата, который я решил использовать. Готовясь к основной работе с материалом, я сначала всегда вскрываю «корку» сверху, это называется обогащением материала. В процессе этой работы открывается всё богатство цветовой палитры камня. И в случае с этим замечательным агатом тут был и красный, и жёлтый, и прозрачный, и чёрный – самые разные цвета. Я прикинул, что мог бы сделать рыбу. Начал работать, а потом стало жалко тратить такой красивый камень на обычную рыбу. Вскоре я понял, что уже в самом камне заложены метаморфозы, и рыба может меняться, перерождаться. Ещё со времён колледжа меня увлекал образ Нефертити, и я подумал, а почему бы их не соединить. Так рыбка с одной стороны обращается египетским профилем с другой. Но зрители воспринимают её совершенно по-разному. От кого-то я слышал, что это русалка, кто-то увидел Ихтиандра из фильма «Человек-Амфибия», кто-то сложный образ, в котором есть и юноша, и девушка. Мне очень нравится такая дальнейшая жизнь предмета.
Вячеслав Леонтьев. «Метаморфоза» из серии-триптиха «Океан». Агат
Опишите ваши недавние вещи, отражающие творческие искания.
– Скажем, работа «Бык» из нефрита, 1 место конкурса Гохрана за 2022 год. Мне всегда очень нравилась растительная пластика: цветка, листа. Я длительное время работал в жанре флористики в камне. И вот, когда ты под влиянием этой пластики берёшься за анималистику, она даёт о себе знать, проявляется то в одном повороте, то в другом. Так было и с этой скульптурой. Однажды мне посчастливилось увидеть серию фоторабот сухих листьев в мастерской известного питерского фотографа. Один и тот же лист, сто кадров в одном ракурсе, но с разной фокусировкой. Меня это впечатлило: тут обычный лист приобретал какое-то космическое значение. И мне захотелось передать эту пластику. Так появилась работа «Осенняя лента Мёбиуса» в виде хоровода листьев. А затем пластика пятиконечного листа наложилась и на образ быка.
Вячеслав Леонтьев. «Движение». Нефрит. 2020
Вячеслав Леонтьев. «Трансформация» («Дракон»). Обсидиан рейнбоу. 2023
Вячеслав Леонтьев. «Коллекционер». Агат, металл. 2023. Для выставки «Вера, Надежда, Любовь»
По материалам журнала "Симфония самоцветов".
Личная страничка Вячеслава Леонтьева ВК.