Давно замечено, что личностный психологический кризис гораздо реже нападает на людей в тяжёлые исторические периоды. Так, во время войны жизнь предельно упрощается: это я, это мои близкие, это – моя земля, а это – враг. Всё, что мне нужно сделать – защитить свой мир и изгнать врага.
Так же упрощается жизнь во время службы в армии. Задача сводится к одному – выдержать все неудобства, преодолеть, перетерпеть и – в благополучную, комфортную домашнюю обстановку.
И у лежащего в больнице тяжелобольного всё очень просто – только поправиться, только остаться здоровым, а потом я так заживу!..
Не правы те воспитатели, которые говорят: «Посмотрите, в каких нечеловеческих условиях жили люди во время войны, голода, эпидемий, стихийных бедствий… А вы пребываете в таком комфорте и не хотите ни учиться, ни работать, ни к чему не стремитесь!... Позор, да и только!». В духовном отношении те, что находятся в тяжёлых условиях, имеют преимущество перед людьми, живущими в благополучной обстановке. Потому что их жизнь упрощена внешними обстоятельствами и поэтому их не одолевают душевные муки.
Вот парень отслужил в армии; больной поправился после тяжёлой болезни; воин вернулся с фронта. Всё у него вроде бы хорошо: быт налажен, никто не беспокоит, тихо, тепло, сытно… Но чем дальше, тем острее что-то гложет его душу. Он пытается найти ответы, да не тут-то было! Обращается за помощью к близким людям, а те ему в ответ: «Пустое это всё! Займись-ка лучше делом или женись!» Но парня такой ответ не устраивает. Заняться делом? А ради чего?! Жениться? А что это изменит?! И не сделаю ли я этим хуже не только себе, а ещё и другому человеку?
Описанный случай – не единичный. Он – один из «ужасов социально-экономического «благоденствия», по выражению психотерапевта Андрея Курпатова. – «В целом то, что европейцы, американцы тоже сводят счёты с жизнью, не найдя в ней смысла и тем более счастья, – это, увы, закономерный исторический процесс, – пишет он в своей книге «Психология большого города». – Цивилизация выходит на такой уровень, когда мы перестаём сталкиваться со стрессами, требующими от нас активной мобилизации, и то внутреннее напряжение, которое должно было бы пойти на эту мобилизацию, остаётся нерастраченным. Энергия как бы запирается внутри человека, дальше всё это накапливается и в какой-то момента выливается в совершенно непредсказуемые реакции. От пристрастия к наркотикам до расстрела учеников в школе.
В сложно организованной системе, а психика именно такая – сложно организованная система, – начинается своего рода хаотическое движение, верх берут энтропийные процессы. Система теряет стабильность».
Свою лепту в наше психическое здоровье, продолжает А. Курпатов, вносит и «среда обитания»: «во-первых, информационное давление, которое мы все на себе испытываем, как правило, совершенно не осознавая этого. Во-вторых, огромные и систематические нагрузки, связанные с дезадаптацией, с нарушением привычных стереотипов жизни и деятельности».
Вывод психотерапевт делает совсем неутешительный: «В скором будущем нас ожидает катастрофический, лавинообразный рост психических расстройств, личностных кризисов и прочих несчастий подобного рода, будет расти количество суицидов – это неизбежно, потому что мы входим в такую эпоху».
Существует ли какое-нибудь противоядие этому кошмару цивилизации? Да, существует. Представьте себе женщину, в одиночку воспитывающую своих детей. Она хочет, чтобы они были благополучными, ни в чем не обделёнными людьми – вполне здоровое материнское желание. И чтобы этого добиться, ей приходится изыскивать возможности достаточно зарабатывать; выполнять кучу домашней работы; преодолевать всевозможные препятствия, которые всегда находятся; защищать себя и своих детей и т.д., и т.п. У такой женщины мысль о наркотиках, спиртном, суициде или еще чем-нибудь таком, даже никогда не возникнет.
Подобные мысли никогда не возникнут и у мужчины, который твердо намерен добиться какой-то большой цели. Природа мужчин такова, что мы должны самореализовываться вовне – вне семьи и вне себя. Чисто семейные мужчины тоже встречаются, но они – скорее исключение из правила. Поэтому думающему и чувствующему молодому человеку никуда не деться от вечных вопросов.
Достижение главной цели отнимает столько времени и сил, что на всякую ерунду не остается ни того, ни другого.
В приведенных примерах роль спасительной феи для женщины и мужчины выполняет жизненная цель. В системе их главных ценностей такая цель занимает столь значимое место, что всякие посторонние неприятности, препятствия, потери и проблемы выглядят рядом такими мелкими, что преодолеваются как что-то само собой разумеющееся. Движение к цели позволяет им преодолевать любые препятствия.