Уже писала, что при консультировании родителей часто рекомендую книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
Дорогие читатели, кто уже ознакомился с книгой, напишите в комментариях, пожалуйста, ваши впечатления от книги.
Сегодня будем говорить о продолжении, второй книги этого автора, которая так и называется – «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
Со второй частью, рекомендую знакомиться родителям после прочтения первой книги через 3 - 6 месяцев. Не спешить.
В первой книге-тренинге много правил, которые необходимо усвоить и выработать навык их применения на практике. У родителя должно войти в привычку формулировать «Я-сообщения», закрепить навык активного слушания.
Мамы и папы должны прочувствовать эффект от овладения новыми знаниями. А на это нужно время.
Это все равно, что спортсмен не должен переходить ко второму этапу тренировки, не освоив, не сдав нормативы первого этапа.
Вторая книга захватывает не менее первой. Хотя в ней нет правил и практикумов. Автор дает глубокое осмысление базовых психологических основ развития личности в онтогенезе. Говоря простым языком, рассказывает, через какие важные этапы проходят личность ребенка в своем росте и взрослении.
Теорию автор подкрепляет многочисленными примерами из детства знаменитых людей, таких, как Марк Шагал, Христофор Колумб, Нильс Бор, Чарли Чаплин и др.
Такая книга могла быть написана только высоко образованным, культурным человеком, каким является доктор психологических наук, профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Читая многочисленные примеры из книги, вы обязательно вспомните свое детство
Считаю, что эта книга дает основы для соблюдения неотъемлемых прав ребенка. Таких, как:
- право на друзей,
- на собственное мнение,
- заботу, любовь, внимание,
- право выбора.
Родители любят своих детей и хотят только лучшего, однако с благими намерениями могут поступать им во вред.
В своих наблюдениях я, как практикующий психолог, заметила, что когда родителям не получается соблюдать базовые права ребенка, они включает психологическую защиту. Начинают рационализировать на тему того, что ребенку бы не мешало помнить о том, что есть не только права, но и обязанности.
Этого никто не отрицает. Но согласитесь, что эта родительская претензия не двигает ситуацию с мертвой точки. Ребенок продолжает упрямиться, отстаивая своё право. Родители же негодуют по поводу такого своеволия.
Психологические знания позволяют родителю более осознанно воспитывать ребенка. Так, например, в книге есть глава «Наказывать ребенка, как и зачем?».
Но, прежде чем перейти к ней, автор раскрывает перед читателем саму природу ребенка, указывая на такие базисные потребности, как:
- стремление к свободе;
- отстаивании личных границ и интересов;
- потребность в защите.
Через книгу легко прочувствовать, какой потрясающей настойчивостью и впечатлительностью может обладать ребенок.
А из всего этого складывается дальнейшая судьба человека.
Цель автора, привести вас к пониманию того, что происходит с ребенком в разных ситуациях, какие потребности и мотивы им движут. В этом случае гораздо легче сориентироваться, что сказать ребенку, как себя вести.
Например, ребенок увлеченно рисует, в то время как уже пора обедать. Родитель знает, что скажи ему сейчас: «Быстренько складывай карандаши, обед остывает» – начнется протест, часто с криками и возмущением чада. Но родитель все равно говорит эту фразу, потому что не знает, как можно по-другому.
А потом может пожаловаться окружающим на то, что у него невыносимый непослушный ребенок.
С этой книгой, родители могут сделать массу открытий. Оказывается, можно воспитывать ребенка по-другому. И это "по-другому" не унижающие позицию взрослого уступки, подстрой под капризы ребенка, капитуляция перед его «я так захотел», а осознанной грамотный подход.
Ваше поведение может транслировать ребенку: «Я понимаю и уважаю твои базовые права, создаю условия для твоего гармоничного, психологического развития. Но, не иду на поводу у твоих сиюминутных желаний и неосознанной мотивации манипулировать взрослым».
Повышайте психологическую грамотность. Для этого в современном мире есть масса возможностей. Только берите в «учителя» людей с акдемическим образованием, таких как Ю.Б. Гиппенрейтер.
С уважением, ваш Психолог из детсада.