Все, кто посещал московскую Третьяковскую галерею, наверняка обращали внимание на представленную там картину под названием"устный счет". Это произведение искусства было написано в 1895 году.год и принадлежит карандашу замечательного художника Николая Богданова-Бельского.
Действие изображения
На картине изображен профессор Московского университета, известный педагог и научный пропагандист Сергей Александрович Рачинский в окружении своих учеников. Есть мальчики примерно одного возраста, у которых голос стал "ломаться", поэтому петь им запретили. Для них учитель провел устный урок счета.
На переднем плане картины Николай Богданов-Бельский изобразил самого себя, в то время ему были трудны арифметические вычисления.
Вы когда-нибудь задумывались, почему учитель на картинке изображен в строгом костюме с галстуком-бабочкой, а ученики-в туфлях-мачтах и пропущенных рубашках?
История профессора Рачинского
Московский профессор Сергей Александрович Рачинский в 70-х годах позапрошлого века вдруг решил оставить карьеру, достойную зарплату и московское жилье и переехал в Тверскую область, в простое село Татево, где и родился. Там он начал работать учителем в сельской школе, обучая крестьянских детей математике и другим наукам. Мастер сумел показать совершенно новую жизнь целому поколению крестьян, буквально став их покровителем.
Позже Рачинскому удалось открыть 5 государственных школ с помощью священника. Этот человек был действительно уникальным. Он отдал все свои доходы хорошему делу и ограничил свои личные потребности до минимума. Народные школы Рачинского тогда были единственными во всей царской России.
Учитель С. A. Рачинский (1833-1902)
Художник, написавший замечательную оригинальную картину, был лишь одним из учеников Сергея Александровича. На этой особой картине автор изобразил не только себя и своего учителя, но и свою школу и одноклассников. Обратите внимание на то, что написано на доске?
Есть арифметическая задача, написанная мелом:
По условиям, дилер должен был что-то разделить в течение года. Напомним, что образ имеет название "устный счет", то есть эту задачу нужно решать"в уме".
Вы хотели сразу взять свой смартфон или калькулятор, верно? И попробуйте решить эту проблему устно, без помощи гаджета, ручки, бумаги и интернета. Можешь? Я не могу. но это сделали дети крестьян позапрошлого века в возрасте 10-12 лет!
Задача имеет несколько способов решения: с помощью таблицы квадратов или с помощью формулы суммы квадратов.
Задача очень хорошо решается с помощью арифметической прогрессии: из условия видно, что квадраты чисел 10, 11, 12, 13, 14 имеют разность чисел, образующих прогрессию с разницей в 2, а именно – 21, 23, 25, 27.
Что это значит: 102+112+122+132+142 = 5x100+4x21+3x23+2x25+1x27 = 730
Осталось только разделить 730 на 365, и в итоге вы получите 2.
И вы хотите знать, как решить эту проблему, потратив на это всего несколько секунд?
Сделать это можно с помощью гениального арифметического открытия самого учителя Сергея Александровича Рачинского. Он сделал это сам и с тех пор часто использует его при составлении своих головоломок. Это открытие состоит в следующем:
Затем эта последовательность продолжается. Обратите внимание, что в строке 2 сумма чисел равна 365. Соответственно, в головоломке на рисунке мы получаем 365 + 365 в числителе дроби, а затем делим эту полученную сумму на 365. Мы получим 2 в ответе и получим оценку " 5 " в журнале всего за несколько секунд!