В России количество вытрезвителей стало сокращаться с середины 1990-х годов, а в октябре 2011 года все оставшиеся подобные учреждения были закрыты. Так закончилась целая эпоха…
Вспомним, как работали советские вытрезвители – бессмысленные и беспощадные учреждения - родные дома для алкашей и ужас для обычных, случайно выпивших, людей.
Каждому советскому гражданину предписывалось сохранять высокие моральные качества. Но не все это предписание было выполнено. Лица, распивающие спиртные напитки в общественных местах, не только уклонялись от строительства коммунизма, но и мешали другим сосредоточиться на главном.
Для оперативной очистки улиц от пьяниц в начале 30-х годов по всей стране стали открываться вытрезвители, некоторые из которых дожили даже до XXI века. Бывалые пьяницы ничего не имели против переночевать в «приемнике», а вот для обычных граждан посещение этого учреждения могло обернуться серьезными проблемами на работе.
Сначала вытрезвители находились в ведении Наркомздрава, и в них работали только врачи. Они не знали всех тонкостей обращения с контингентом, поэтому иногда возникали комичные ситуации. Например, было не очень понятно, что делать с изъятым алкоголем. Чаще всего утром нарушителю общественного порядка возвращали недопитый напиток, и он шел доделывать начатое дело.
Все стало гораздо серьезнее, когда в 1940 году Лаврентий Берия личным указом передал вытрезвители в подчинение НКВД и в них стали дежурить не только фельдшеры, но и милиция.
Как и у любой другой организации Советского союза, у каждого вытрезвителя был план. Поэтому к концу квартала почти на всех городских танцплощадках и в популярных ресторанах дежурили мужчины в форме. И оказаться в автозаке было легко, даже если пропустили не более 2-3 рюмок.
Не избегали задержания и любительницы выпить, представительницы слабого пола.
Конечно, случались перегибы и злоупотребления, но многим перебравшим, доставленным с улиц в холодное время года, это спасало жизнь. Бывало и так, что задерживали приличных на вид людей, при этом не обращая внимания на лежащих под забором хануриков.
За помощь в поимке пьяниц вознаграждали... талонами на дефицитный алкоголь. За время горбачевской антиалкогольной кампании только в Москве через медвытрезвители за год прошло более 300 тысяч человек. Но серьезных успехов и достижений в борьбе с пьянством это не принесло.
Ереван — единственный крупный советский город, где не было открыто ни одного вытрезвителя. В Армении их не было вообще. Во всех остальных районах страны было организовано одно специализированное учреждение на 150-200 тысяч человек населения.
Сигнал о том, что некий рабочий или студент переночевал в вытрезвителе, сразу же отправлялся на место работы или учебы. Затем следовала партийная «учеба» и строгий выговор. Над студентами нависала угроза отчисления, а работающие могли лишиться премий, выпасть из очереди на квартиру или навсегда забыть о льготных поездках на курорт.