Словосочетание «Ангел во плоти» рисуют в нашем сознании образ человека, наделенного всеми возможными достоинствами и положительными чертами. И прежде всего невероятной, выходящей за рамки представления о нормальном человеческом поведении, добротой. Подобное представление настолько укоренилось, что выражение «Ангел во плоти» стало нарицательным.
На самом деле с точки зрения христианских смыслов выражение «Ангел во плоти» исключительно негативное и ругательное. Да что скрывать – это практически оскорбление!
Такая путаница стала результатом многослойного непонимания и заблуждения относительно понятия «Ангел».
Первая ошибка– при слове «Ангел» большинство из нас представляют пухлощёких кудрявых малышей с крылышками и розовыми оголёнными ягодицами.
Никакого отношения к христианским Ангелам они не имеют – упоминаемые в Библии (по большей части в Ветхом Завете) Ангелы это духовные (без материального тела) существа, служащие Богу и выполняющие функции посредников между духовным (Царством Небесным) и земным мирами. Слово «Ангел» в переводе с греческого означает «посланник, вестник» - тот, кто доносит до человека волю Божью. При этом Библия говорит об Ангелах как о существах, присутствие и сам вид которых наводит на людей трепет и даже страх – настолько их вид непривычен, а их могущество превосходит любые человеческие силы и возможности.
За превращение Ангелов из грозных небесных духов, способных не только пересказывать людям Божественные послания, но и карать грешников (что неоднократно описывается в Библии), в крылатых карапузов, словно сошедших с рекламных буклетов детских подгузников, ответственны художники эпохи Возрождения.
Натуральным образом помешавшись на древнегреческом и древнеримском искусстве, «возрожденцы» использовали в своих картинах на религиозную тематику визуальный образ Амура (Эрота). Это младшее божество античной мифологии, прислужник богини любви Афродиты, который зачастую (хотя не всегда) изображался в древней скульптуре и живописи как обнаженный ребенок с крыльями.
«Какое чудесное существо с крылышками… крылья, крылья… с чем можно увязать крылья в христианстве, чтобы поместить этого малыша на религиозные картины для наших богатых заказчиков?.. А, точно – сказано же в Библии, что у ангелов были крылья – значит, ангелов будем изображать как античных амурчиков» – примерно так рассуждали художники Возрождения и воплотили свои рассуждения в огромное количество живописных изображений.
Результат – слово «Ангел» стало ассоциироваться с умилительными частично пернатыми малышами. Изначальное же, библейское представление об Ангелах как о гостях из другого мира, встреча с которыми это всегда шок, а иногда и наполненные ужасом последние мгновение жизни, стёрлось из массового сознания.
Вторая ошибка, прорастающая из первой – позитивное восприятие Ангелов как персонажей окружающей нас материальной реальности.
Однако Ангел не может иметь тела – в таком случае он перестает быть самим собой, утрачивает свою естественную духовную природу. Согласно христианской картине мироздания, Ангелы были созданы Богом бестелесными, в этом их кардинальное отличие от сотворенного впоследствии человека.
И если хотя бы теоретически предположить, что Ангел обрел тело (то есть плоть), это будет означать, что он потерял своё право на вечную жизнь рядом с Богом. Христианство знает только одну категорию ангелов, утративших свою изначальную сущность – это сатана, один из высших Ангелов, восставший против Бога, и присоединившиеся к нему духи, превратившие из Ангелов в демонов, бесов.
Таким образом, «Ангелом во плоти» (то есть потерявшим свою ангельскую природу) может быть лишь бывший ангел – либо сам сатана, либо один из его приспешников-бесов.
Следовательно, называя кого-либо «Ангелом во плоти», с христианской точки зрения мы уподобляем этого человека падшему злому духу. Совсем не похоже на похвалу и комплимент, правда? Совсем даже наоборот…
При этом нужно учитывать два момента:
- первый – в христианстве нет указания на то, что падшие ангелы, сатана и его бесы, обрели материальную оболочку после изгнания из Царства Небесного. Они остаются духовными, при этом полностью извращенными сущностями. Поэтому рассуждения об Ангелах во плоти – сугубо теоретические;
- второй – в Православии существует понятие «земной ангел» – оно используется в отношении преподобных, то есть людей, ставших святыми благодаря прохождению через подвиг монашеской жизни (отречение от всего мирского, аскетическое воздержание, постоянная молитва и т.д.).
Не путайте с «Ангелом во плоти»!
Понятие «земной ангел» акцентирует внимание на достижении земным человеком духовной чистоты, сравнимой с ангельской природой, не знающей человеческих искушений и слабостей. «Земной ангел» это движение вверх, преодоление человеком низших сторон своей природы – а «Ангел во плоти» это движение вниз, утрата высшего духовного состояния, падение с верхней на низшую ступень.
Так что в следующий раз, когда захочется кого-то похвалить, лучше еще раз подумать, стоит ли называть человека «Ангелом во плоти». Скорее всего, никто не почувствует двойственности этого выражения. Но вы-то знаете, что это двойное дно здесь есть…