Что стоит за противостоянием между Евгением Пригожиным и Александром Бегловым
Восходящая звезда российского политического небосклона Евгений Пригожин публично обвинил губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, а заодно многих других, в предательстве Родины. Очень серьезная заявка на роль если не политического тяжеловеса, то как минимум главного опричника. Причем Пригожину неинтересна казенная политика. Он любит конкретику, бизнесмен за кратчайшие сроки завоевал настоящее народное уважение, даже без официального статуса себя прекрасно чувствует. В скандале с губернатором Пригожин нарушил все старые правила игры, ввел в уравнение права участников СВО, обозначил на примере Петербурга порочную систему «власть-бизнес». Коллизия дает основания полагать: скоро в России начнут действовать иные политические правила.
Бульдоги на ковре
Очень интересное кино. Не фильм «Выжившие в аду» от ЧВК «Вагнер», который губернатор Санкт-Петербурга (якобы) запретил к показу в северной столице, а триллер «Кто кем подавится» в исполнении двух крайне неоднозначных персонажей российской политики, личных товарищей Владимира Путина: бизнесмена Евгения Пригожина и губернатора Александра Беглова. Наше тухленькое по части политики болотце взбаламутило сообщение пресс-службы компании «Конкорд», подконтрольное главному дирижеру «вагнеровцев»:
«Провести проверку по возможному факту создания губернатором Бегловым А.Д. организованного преступного сообщества на территории Санкт-Петербурга с целью разграбления госбюджета и обогащения входящих в его окружение коррумпированных чиновников».
Раньше Пригожин с Бегловым пикировались исключительно по части хозяйствования, но заявление в Генеральную Прокуратору на действующего губернатора с просьбой проверить деятельность оного по такой статье … сие гранд-шкандаль, господа. Первый такого уровня, сколько помню. И подоплёка явно не та, которую называют государевы эксперты: мол, всему виной давно затаённая обида Евгения Пригожина на отлучение от питерского «пирога» после поддержки Беглова на выборах градоначальника. Обещанный «мусорный бизнес», замещённый крохами со стола (стоимостью в 15 млрд. рублей) в сфере социального питания.
Немного в теме, поскольку дембельским аккордом деятельности политтехнолога стали губернаторские выборы в 2019 году именно в Санкт-Петербурге. Очень помог господин Пригожин тогда «врио губернатора» Беглову (у которого рейтинг находился в плачевном состоянии) специалистами по пиару со свежим взглядом, имиджмейкерами, медийными профи и организаторами акций. А также успешно получилось оттоптаться на главном конкуренте Беглова, Максиме Резнике.
По циркулирующим после выборов слухам, Евгений Пригожин очень рассчитывал получить достойную награду за действительно гигантскую помощь в процессе выборов: завод по переработке отходов и мусорный полигон в Янино. Однако, Смольный лишь назначил его человека на пост главы Управления социального питания. Не буду углубляться, кто и как распределял государственные контракты на соцпитание, терпеть не могу подобные схематозики, скрытую коррупцию в пользу «нужных людей».
Сначала медиаструктуры Пригожина организовали «утечки документов», в которых губернатор Беглов представал абсолютно некомпетентным политиком, совсем не ориентирующимся не только в городских проблемах, но и даже в топонимике Санкт-Петербурга. На что градоначальник ответил на муниципальных выборах тотальной зачисткой партии Пригожина «Родина». В скандал пришлось вмешиваться кроткой Элле Памфиловой, которая гневно попеняла Александру Беглову за «правовой беспредел».
А фактическим детонатором конфликта двух государевых людей стало уголовное дело и обыски в Управлении социального питания Правительства Санкт-Петербурга. 10 ноября по делу о «причинении крупного имущественного ущерба» силовики наведались в Комитете госзаказа Петербурга и на комбинат социального питания Красносельского района. Без всякой конспирологии понятно: Пригожина просто вышвыривают из Санкт-Петербурга.
Рождение политика
Но дело получило совсем другой оборот, не привычную разборку государственных бюджетов с «социально ответственным бизнесом». Удивлён, насколько ставший известным после 24 февраля Евгений Викторович дерзко бросил вызов Александру Дмитриевичу. С козырного туза зашёл, «государственную измену» повесил на репутацию не очень популярного среди петербуржцев градоначальника. Это тебе не медийные манёвры вокруг рекламы в метро с иноагентом Александром Невзоровым или скандальчики со «Шнуром» (песенным хулиганом Сергеем Шнуровым).
Обвинения питерскому генерал-губернатору выглядят мощно. Прям крупная рыба из среды саботажников и «пятой колонны». Вполне соглашусь, господин Беглов позицию двусмысленную занимает, отголоски скандала вокруг списка мобилизованных сотрудников Смольного, постфактум получивших «бронь», докатились до наших берёз с осинами.
Насторожился давненько по части дирижёра «музыкантов», ещё во время эпизода с критикой Рамзана Кадырова Генштаба, обвинений генерала Лапина о позорной «харьковской перегруппировке» начала сентября. Пригожин горячо поддержал главу Чечни, явно памятуя, насколько некрасиво поступили с ЧВК «Вагнер» во время сирийской кампании, сняв героев-штурмовиков Пальмиры с довольствия Министерства обороны из-за интриг, присвоения чужой славы и орденов с новыми погонами.
Недавно Пригожин вновь повёл себя не как бизнесмен, а крупная рыба политики, в открытом письме главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву «посоветовав», в какие именно беднейшие страны мира нужно отправить обещанные Гарантом 500 тысяч тонн зерновых. Что-то подсказывает: в планах наших чиновников не значились перечисленные Пригожиным государства: Мали, ЦАР, Эритрея, Гвинейская Республика и Буркина-Фасо. Предупредительный в воздух: господа, долой схематозики!
Очень интересна ситуация вокруг видео-хостинга «YouTube». Наш бизнесмен и тут поспел, официально обратившись к Генпрокурору Игорю Краснову с требованием провести проверку в отношении ресурса. Очередной намёк профильным контролирующим ведомствам и законодателям Госдумы на укрывательство вредоносного антироссийского информационного проекта, который выбил русскоязычный патриотический сегмент в «тотальный бан».
А теперь губернатор Беглов, вишенка на тортик. Очень серьёзная заявка на роль если не политического тяжеловеса, так главного государева Опричника. Понимая психотип Евгения Пригожина, давно за ним наблюдая и зная повадки … не уверен, что ему интересна публичная политика в той безвкусной и бестолковой модели, которая является российской действительностью. Сколотит новую политическую партию, примкнёт к уже существующей? То будет большой-большой ошибкой.
России требуется иная картина внутренней политики, когда нет формального присутствия в скучных серых рядах действующих партий действительно ярких персонажей. Раствориться Пригожину в казённо-чиновной массе «единороссов», примерить на себя роль так остро необходимого сегодня Владимира Жириновского в ЛДПР, попытаться оживить мертворождённое «заправдивое» дитя Миронова?
Нет, бизнесмен другого теста, любит конкретику, за кратчайшие сроки завоевал настоящее народное уважение, даже без официального статуса себя прекрасно чувствует. Вообще не являясь публичной фигурой, не произнося ни слова в микрофоны государевых телеканалов каждый день, молча и упрямо побеждает на поле боя армией «музыкантов». Демонстративно отмежевавшись от Министерства Обороны, знай свой победный мотивчик, не фальшивя, наигрывает.
Депутатский мандат, официальное должностное высокое кресло ему пойдут (скорее) во вред. Чем дольше Пригожин останется вне существующей казённой системы, тем больше вистов соберёт. А имея немалый финансовый, информационно-медийный и реальный силовой ресурс, одерживая победы на фронте и задирая любых по весу «небожителей» … приобретает даже не сторонников среди народа, а фанатов и поклонников. В принципе, он сам ответил на вопрос в интервью:
«— Что касается выросшей популярности, я не стремлюсь к популярности. Моя задача — выполнить свой долг перед Родиной, и никаких партий на сегодняшний день я не планирую открывать, а тем более идти в политику».
Ну право слово, вылитый опричник. Вне казённых, порой межеумочных и вредоносных регламентов, правил и традиций унылого российского политикума. Или государственной службы, опутанной коррупцией, кумовством и лютой бюрократией. Пригожин всегда стремился быть «везде», за чтобы ни брался — самостоятельно добивался успеха, не замаравшись в шашнях «башен Кремля», не принимая чей-то стороны. Кроме путинской, конечно.
Проблемы с сомалийскими пиратами и французами в Африке? Решил. Сверх-эффективная и мотивированная частная армия и «Вагнер-Центр» в пику высокотехнологичному «Сколково»? Не вопрос. Информационные войны «YouTube», неэффективный и нелюбимый Петербургом столоначальник Беглов, вороватые министры и кумовство генералов? Не страшно. Слишком много опций у Пригожина, чтобы найти ему конкретное кресло в действующей вертикали власти.
Если он встроится в любую общественно-политическую конструкцию —либо растворится в ней, либо ничего не добьётся, даже создав собственную фракцию в Госдуме. Придётся забросить много начатых проектов, протирая штаны на Охотном Ряду, блюдя партийную дисциплину и чинно разговаривая с избирателем о ценах, тарифах, мудрой государевой политике. Невооружённым взглядом видно — такое нудилово Пригожину совсем неинтересно, он всегда был человеком дела.
Охота на «хромую утку»
Губернатор Беглов оказался в парадоксальной ситуации: его никто не поддерживает. Наиболее популярные медиаресурсы в Санкт-Петербурге, топовые Telegram-каналы откровенно симпатизируют Пригожину (или ему принадлежат, что не исключено со времён выборов). Единственное, на что может рассчитывать градоначальник, называется «административным ресурсом». Данный симулякр очень раздражает петербуржцев, как и вся хозяйственная, общественная деятельность Беглова.
Политическая ситуация внутри северной столицы тоже интересная. Популярное здесь «Яблоко» в жесточайших контрах со Смольным, региональная «Единая Россия» после ухода харизматичного Вячеслава Макарова в ГосДуму не представляет из себя ничего. Губернатор рассчитывает на богатый аппаратный опыт, но сегодня должен понимать: Администрация Президента явно опирается на Пригожина, имеющего особый статус в проводящейся Спецоперации.
Его бизнес работает для снабжения и оснащения не только «музыкантов», но и прочих мобилизованных. Поэтому даже в споре «хозяйствующих субъектов» позиции Пригожина выглядят предпочтительнее, будь у него больше возможностей зарабатывать в Санкт-Петербурге, потоки частного финансирования СВО были куда полноводнее. Это к вопросу о наших «капитанах и флагманах», ведь в своём гневном заявлении Пригожин упомянул фамилии очень одиозных «микро-олигархов», присосавшихся к городскому бюджету. Намёк прочим «ждунам» договорняков.
Специфика Санкт-Петербурга, его политическое значение во внутригосударственных раскладах всегда было проблемой Кремля. Пресловутый «питерский клан» неплохо устроился на федеральном уровне, представляют его лично преданные Путину состоявшиеся люди, умеренно патриотичные и очень недовольные местными губернаторами. Что заклинательницей «сосулей» Валентиной Ивановной, что действующим Бегловым. Дело не в городских бизнесах, их перераспределении … они недовольны ветшающим на глазах городом. В котором за десятилетия Смольный не сподобился научиться убирать снег и мусор.
Как и наладить диалог с очень специфическим населением, «партию власти» не особо жалующим. Это не хипстерствующий элемент, а взрослые и даже пожилые люди с качественным образованием, остро переживающие за «детище Петра Великого». Имеющие список претензий к Смольному, полностью обоснованный. Сегодня с интересом наблюдающими за Пригожиным, который посмел тронуть неприкасаемого Беглова. Нужно думать, негативная социология по губернатору очень скоро появится, будет правдива и заставит Кремль задуматься.
Понятное дело, отставка губернатору не грозит, наше большое Начальство не любит, когда на него так беспардонно публично давят. Но под грядущие выборы с осторожностью могу предположить: нетривиальные решения (в фирменном стиле Гаранта) можно ожидать. И решение будет перпендикулярно всем прогнозам и ожиданиям. Но что Беглов стал «хромой уткой» в глазах многих интересантов — это голый факт.
Выводы
Что удивительно для данного конфликта, Пригожин открыто обвинил Беглова в том, что тот «регулярно нарушает права участников СВО», а права бойцов ЧВК «Вагнер» «просто растаптываются и раздавливаются». По его словам, помогать добровольцам и мобилизованным приходится «абсолютно во всём: начиная от управления и заканчивая беспилотниками и теплыми ботинками».
Не склонен идеализировать Пригожина, но ведёт себя выверенно, почти идеально. Становясь лидером и кумиром среди самых разных социальных групп, от философов-интеллектуалов до весьма специфического «контингента». В Санкт-Петербурге тоже угодил в центр мишени — слишком откровенно окружение губернатора живёт припеваючи за счет города, народное недовольство вполне созрело до того, чтобы горячо приветствовать позорную отставку градоначальника «по утрате доверия».
Или в «связи с переходом на другую работу», Гарант не любит оставлять без синекуры лично преданных ему людей. Сегодня ситуация выглядит немного странной. В 2019-м и Пригожин, и Беглов представляли собой выходцев из одной кремлёвской группировки, последующие скандальчики картины не меняли. А тут заявление в Генеральную прокуратуру и контрразведку, такой скандал. Заход просто убийственный:
»… де-юре Беглов не относится к стороне противника и не является сотрудником ВСУ или других каких-то вражеских структур. Другое дело, что де-факто, он оказывает им колоссальную поддержу. Конечно же, это не мое мнение, а исключительно бойцов и их семей, которым, как они уверены, он бесконечно вредит».
Тут не клановые разборки по переделу бизнеса, а ход ферзем. Речь о каких-то системных проблемах в Санкт-Петербурге, а может… не только в нём. Нынешние времена таковы, что роль «патриотов-ястребов» и силовиков неуклонно будет нарастать, Россия превращаться в полу-осаждённый лагерь, где рано или поздно начнут действовать иные политические правила. Кто вовремя не осмыслит лозунг «Всё для фронта, всё для победы!», рискует оказаться за скобками будущей России.
Любопытно, конечно, чем дело закончится. Даже если его тщательно замнут, сам факт выноса в публичное пространства внутриэлитных разногласий такого масштаба с привлечением Генпрокуратуры — дорогого стоят. При полном отсутствии реакции Кремля, который делает вид, что самоустранился от привычной модерации. Пригожин нарушил все старые правила игры, ввёл в уравнение права участников СВО, обозначил порочную систему «власть-бизнес» на примере Петербурга. Запасаемся чем получится и ждём-с. Старое отстоит своё кровное или новое схарчит отжившее. Особенно после заявления Пригожина последних часов:
«Олигархи, упоминаемые мной, предавали свою Родину ежедневно и ежечасно в погоне за благами на французских, турецких и итальянских курортах. Имена предателей простым петербуржцам прекрасно известны. Они без труда получали гигантские активы, играя на перестроечной трагедии. А сегодня появились олигархи от государственной власти.
Многие из них хорошо отличают своё от государева, некоторые в этом насмерть запутались, отсюда их излишние запросы к уровню жизни. Петербургская чиновничья элита, как известно, относится как раз к тем, кто перепутал своё и государственное».
Яндекс Дзен, «Исторические напёрстки», 16.11.2022