Найти в Дзене
Заводной Кролик

Последний шедевр классика авторского кино Микеланджело Антониони

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

Микеланджело Антониони является своего рода знаменосцем того, что ведущие французские критики 1950-х и 1960-х годов называли «авторским кино». Это фильмы, в котором личность и мысли режиссера выступают на первый план. Обычно это выражается в стиле повествования, теме и в форме. Антониони, перенесший в 1985 году тяжелый инсульт, после чего у него была нарушена речь снимал в основном короткометражные фильмы. Но в 1995 году в сотрудничестве с немецким режиссером Вином Вандерсом расставил все точки на i в своей режиссерской карьере и снял последний полнометражный фильм "За облаками".

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

Как и почти во всех его работах сюжет фильма сложно уловить. Главный персонаж, которого играет Джон Малкович и выступает в роли Альтер эго Антониони. Это безымянный режиссер, который путешествует по Италии и Франции в поисках сюжета для нового фильма. И вдохновение он находит в четырех историях любви в основе которых лежит загадка женщины, страсть, похоть и желания. Темы, которые часто присутствуют в творчестве Антониони. Фильм заканчивается следующей мыслью режиссера - "За каждым найденным образом, кроется другой который ближе к реальности за ним еще один и еще, и еще и так далее от самого подлинного образа до бесконечной таинственной реальности увидеть которую не дано никому". В этом и кроется вся философия, которая заложена в картине.

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

Четыре истории не связаны между собой, и скрепляют их лишь философские размышления режиссера. Действие первой истории происходит на родине Антониони в итальянском городе Феррара, где случайно оказывается инженер и попадает в сети очарование молодой женщины. Но встретится с ней вновь удается только спустя два года. Во второй истории герой Малковича увлекается симпатичной владелицей магазина, которую играет Софи Марсо. Она откровенно рассказывает ему, что убила своего отца, но не объясняет почему. «Любовь — это иллюзия», — говорит героиня Фанни Ардан в третьем рассказе. Ей пренебрегает ее муж, который завязал отношения с молодой итальянкой. Она собрала свои вещи и решила снять квартиру у героя Жана Рено, от которого ушла жена к любовнику. В последнем рассказе Антониони сочетает духовную и физическую любовь, где горой Винсента Переса по уши влюблен в молодую женщину, которая уходит в монастырь.

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

В фильме играют множество известных актеров из разных стран. Так же в слегка юмористическом камео в картине появляются такие маститые актеры Марчелло Мастроянни и Жанна Моро, которые вместе играли в фильме Антониони "Ночь" в 1961 году.

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

Как и во многих фильмах итальянского режиссера, сюжет и диалоги второстепенны по сравнению с визуальными образами, которые поистине великолепны. Идиллические города, такие как Феррара, Портофино и Экс-ан-Прованс, и ошеломляющий Париж идеально подходят для фильмов с мечтательной атмосферой. Режиссер сочетает духовный, интимный и эстетический мир и отчасти благодаря плавному темпу, «За облаками» становится мечтательной, почти медитативной картиной. В сюжете нет вопросов, точно так же, как и нет ответов почему люди делают то что делают.

Кадр из фильма "За облаками"
Кадр из фильма "За облаками"

Последний фильм "За облаками" великого итальянского режиссера не самый лучший в его фильмографии. Учитывая тот факт, что после инсульта он не мог говорить и был частично парализован, от чего ему пришлось снимать картину в сотрудничестве с Вим Вандерсом, в этой картины присутствуют художественные элементы, которые мастер использовал на протяжении всего своего творческого пути. Поклонники Антониони найдут этот фильм великолепным, менее притязательным зрителям фильм покажется медлительным и не увлекательным.

Читайте так же: