Современная культура и образование больше ориентированы на работу с недостатками, чем на развитие того, что получается хорошо. Для большинства из нас негативное отношение к ошибкам и забота в виде критики — это норма. Одно из направлений в психологии — позитивная психология — предлагает другой подход: замечать то, в чем ребенок силен, и помогать ему справляться с трудностями, опираясь на свои сильные стороны.
Исследования показывают, что знание собственных сильных сторон и умение их использовать для решения трудных задач повышает стрессоустойчивость у детей и подростков, позитивно влияет на успеваемость в школе. Кроме того, во время разговоров о достоинствах друг друга отношения между детьми и родителями становятся более близкими и доверительными. Подумайте или пройдите тест, какие сильные стороны ваш ребенок может использовать, чтобы справляться с тем, что ему дается нелегко.
Если ваш ребенок хорошо успевает по математике и решает задачи, следуя логике (Логический тип), то рекомендуем внимательно присмотреться к его сильной стороне - видеть модели, взаимосвязи и способы группировать родственную информацию. Научите и покажите ребенку, как можно составлять модели и группировки при работе с текстом. Для работы с любой информацией отлично подойдут интеллект-карты (схема-слово).
От них можно нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно.
Дети, которые любят рисовать и часто на уроках делают на полях тетради наброски (Визуальный тип), лучше всего запоминают новую информацию с помощью картинок, диаграмм, цветовой маркировки. Пространственно-мыслящим ребятам можно предложить при работе с новой информацией использовать т.же интеллект-карту (схема-рисунок).
Ребятам с развитым музыкальным слухом (Слуховой тип) не всегда подойдет работа с интеллект-картой. Особенно, если есть "сложности" по предмету сольфеджио в музыкальной школе. Здесь предлагаем рассмотеть такой вариант - это знакомиться с новой информацией из аудиозаписей, подкастов, аудиокниг, видеоуроков.
Тем, у кого "шило в одном месте" (Физический тип) рекомендуем работать с новой информацией в движении. Юным творцам и деятелям (возможно, будущим инженерам, механикам, разработчикам и тд.) всегда важно знать, как вещь работает, кинестетики обычно сначала разбирают ее на части, а затем читают инструкцию. Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При работе с информацией, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Если ребенок любит все записывать на бумагу и часто задает вопрос, а правильно ли он вас понял (Вербальный тип), перед вами частый посетитель домашней и школьной библиотеки и возможно, будущий оратор. Таким ребятам комфортнее при работе с новой информации использовать устную речь, письмо, ритм и рифмы.
Напомним, что большинство ребят используют в процессе работы с информацией различные способы. Разные стили задействуют разные области мозга. Самые эффективные из них те, которые используют много зон одновременно.
Поделитесь с ребенком своим опытом работы с информацией. Не секрет, что каждая Мама - Богиня, умеющая одновременно: видеть, слышать, чувствовать, решать задачи, говорить :)
автор статьи: Крестина Полевая