Найти в Дзене
изомозаика

Таинственный "Омут" Левитана. История картины

"Я глади воды не нарушу, Но вечером поздним, опять, Твою утонувшую душу Я буду из омута звать". Алексей Маров Теплые августовские сумерки коснулись верхушек деревьев. По хмурому небу, освещенному последними лучами солнца, ветер гонит рваные облака. Неожиданно заплутавший путник набрел на небольшую лесную заводь. Неширокая речка размыла старую деревенскую платину. Мостки давно сгнили и только по скользким громадным бревнам, перекинутым через реку, можно перебраться на другой берег, пройти по узкой, давно нехоженой, заросшей травой тропинке и оказаться в мрачном таинственном лесу. В темной глади водоема отражается закат, глубина вод так и манит заглянуть в ее темную бездну. В памяти сразу всплывают сказы и легенды о русалках и кикиморах, готовых утянуть в черноту вод зазевавшегося странника. Звенящая тишина нависла над этим гиблым местом. Она оглушает. Страх и неуверенность поселяются в душе. Разум говорит: "Не испытывай судьбу, остановись, не ходи к пугающей, но влекущей тебя неизвестн
"Я глади воды не нарушу,
Но вечером поздним, опять,
Твою утонувшую душу
Я буду из омута звать".
Алексей Маров

Теплые августовские сумерки коснулись верхушек деревьев. По хмурому небу, освещенному последними лучами солнца, ветер гонит рваные облака. Неожиданно заплутавший путник набрел на небольшую лесную заводь. Неширокая речка размыла старую деревенскую платину. Мостки давно сгнили и только по скользким громадным бревнам, перекинутым через реку, можно перебраться на другой берег, пройти по узкой, давно нехоженой, заросшей травой тропинке и оказаться в мрачном таинственном лесу.

"У омута", 1892
"У омута", 1892

В темной глади водоема отражается закат, глубина вод так и манит заглянуть в ее темную бездну. В памяти сразу всплывают сказы и легенды о русалках и кикиморах, готовых утянуть в черноту вод зазевавшегося странника. Звенящая тишина нависла над этим гиблым местом. Она оглушает. Страх и неуверенность поселяются в душе. Разум говорит: "Не испытывай судьбу, остановись, не ходи к пугающей, но влекущей тебя неизвестности".

"У омута" - известнейшая картина Исаака Левитана. История ее создания так же интересна и драматична, как и само настроение картины.

История создания картины

Прогуливаясь по окрестностям имения Берново, принадлежавшего баронессе Вульф, Левитан забрел на старую речную плотину. Этот мотив показался художнику очень интересным. А рассказанная баронессой легенда, связанная со здешней рекой, потрясла живописца. Тут бывал Пушкин, гостил в имении Малинники, где и услышал трагическую историю этого места. Когда-то у реки стояла мельница, дочь мельника, красавица Наташа всем сердцем полюбила молодого конюшего, служившего у деда баронессы. Их чувства были взаимны, Наташа ждала ребенка от любимого. Но кто-то сообщил об их тайной любви барину и в порыве ярости он приказывает засечь до полусмерти своего холопа, а потом отправить пожизненно в солдаты. Молодая девушка не выдержала свалившегося на нее горя и утопилась в омуте. Есть предположение, что для написания поэмы "Русалка" Пушкина вдохновила именно эта история. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено.

Река Тьма, на берегу которой писал свои этюды к картине Левитан
Река Тьма, на берегу которой писал свои этюды к картине Левитан

Существует и другая версия этой легенды. Дед баронессы Иван Иванович Вульф отбирал себе для утех крепостных девушек. Одна из них влюбилась

в слугу барона и обручилась с ним. Прознав об этом, разъяренный барин приказал определить парня в рекруты. Потеряв возлюбленного и испугавшись, что она так и останется игрушкой в руках деспота, девушка покончила с собой, утопившись в реке.

Мы доподлинно не знаем какую из этих двух легенд услышал художник.

История этого места заворожила художника. Первый эскиз был сделан тушью и сепией. И уже потом по этому эскизу художник пишет свой большой этюд с натуры.

Левитан гостил в Затишье недалеко от усадьбы Панафидиных, куда он приехал вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой и Ликой Мизиновой - давней приятельницей семейства Чеховых. Именно Лика пригласила их погостить у своего дяди Николая Павловича Панафидина.

А для Кувшинниковой (а она тоже была художницей) и Левитана главным занятием в этих краях были, конечно, этюды. Софья писала:

«Сделав маленький набросок, Левитан решил писать большой этюд с натуры, и целую неделю по утрам мы усаживались в тележку — Левитан на ко́злы, я на заднее сиденье — и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно. Затем с моим отъездом в Москву Панафидины предложили Левитану перебраться к ним, в Покровское, и тут в отведённом ему под мастерскую большом зале он написал свою картину».
"У омута", фрагмент картины
"У омута", фрагмент картины

Левитан с головой погрузился в работу, Софья пробыла вместе с ним до осени, а когда она уехала, художник переселился в большой хозяйский дом в Курово-Покровское. Теперь в его распоряжении была большая светлая столовая. Там то он и начал писать "У омута". Легенда о перенесенных страданиях молодой девушки оказала сильное впечатление на художника.

В угрюмых тонах увидел художник это гиблое место. Мрачный колорит как нельзя лучше подчеркивает настроение этой картины.

Будучи гостем в имении у Панафидиных, в знак благодарности Левитан пишет два портрета хозяина дома Николая Панафидина.

Портрет Н. П. Панафидина. 1891
Портрет Н. П. Панафидина. 1891

Картина была представлена в феврале 1892 года на XX-й выставке передвижников, ее сразу приобрел Третьяков. В целом работа была встречена критиками положительно. Однако, Репин, в письме к Третьякову отозвался о ней не очень лестно:

"Левитана большая вещь мне не нравится - для своего размера совсем не сделана. Общее недурно, но и только".

Да уж, сурово, но доля истины в этом, конечно, была. Левитан и сам чувствовал, что вода не совсем получилась, картина была уж слишком перечернена, вероятно на общее настроение художника наложилась эта драматическая история. Да и сам художник не был по жизни оптимистом. Решение Левитана доработать картину совпало с просьбой Третьякова. А коллекционер, возможно, прислушался к словам Репина.

Исаак Левитан, автопортрет, 1880
Исаак Левитан, автопортрет, 1880

В середине мая 1892 года художник пишет Третьякову:

«Не подумайте, что я забыл Вашу просьбу и мое собственное сознание исправить воду в моем «У омута». Я не решался переписывать его до той поры, пока не проверю этот мотив с натурою».

Вероятно, есть повод поспорить знатокам живописи о недостатках этой картины, о ее колорите, о том, что вода получилась слишком черной, а вот небо удалось художнику полностью...

Абсолютным антиподом этой мрачной работы стала другая картина художника "Тихая обитель", передающая светлое и радостное ощущение полного умиротворения. "У омута" стала одной из трех мрачных работ мастера. "Владимирку", "Над вечным покоем" и "У омута" иногда объединяют в так называемую "драматическую" трилогию Левитана.

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Толкин - иллюстратор...а вы знали?

Мир Кристины глазами Эндрю Уайета

История слепого скульптора Лины По

художники #живопись #искусство