Доброго дня, господа и дамы.
Полагаю, даже шапочно знакомые с всемирной историей люди не раз слышали "весёлые" и "остроумные" шутки о французах с их неумением воевать- например, белый флаг перемирия любители пошутить часто подписывают как флаг Франции. Причина этого расхожего мнения состоит в разгромном поражении войск Французской республики летом 1940 года силами Вермахта и последующей оккупации территории Франции.
Это, безусловно, трагическая страница в истории Франции. Однако сегодня я хочу рассказать вам о событиях, упоминание которых будет отличным контраргументом в отношении тезиса о бездарности французских вояк перед немецкими коллегами. Речь пойдет о Прусской кампании Наполеона I 1806 года.
Наполеоновские войны бушевали в Европе с конца XVIII века, на момент 1805 года вовсю шла война т.н. Третьей антинаполеоновской коалиции, в которую входили, главным образом, Великобритания как источник финансирования и Австрия с Россией, армии которых и воевали с Наполеоновской Францией на деньги англичан. В этот период союзники активно пытались привлечь и Пруссию к войне с Наполеоном, однако эти попытки потерпели неудачу. В результате момент был упущен, в течение кампании 1805 года австрийские войска были разбиты в Италии и Германии, русская армия потерпела сокрушительное поражение под Аустерлицем 02 декабря 1805 года. Третья коалиция перестала существовать, Австрийская империя заключила мир с Наполеоном.
Летом 1806 года 15 государств западной и южной Германии были объединены Наполеоном в Рейнский союз, фактически французский протекторат. Священная римская империя, которой правили австрийские Габсбурги, рухнула. И только тогда прусский король Фридрих-Вильгельм III осознал, что дело пахнет жареным и Наполеоновская Франция представляет угрозу. Ещё бы, ведь Рейнский союз прилегал к западным границам Пруссии и угрожал уже ее территориальной целостности.
В сентябре 1806 года Пруссия примкнула к 4 антинаполеоновской коалиции в составе все тех же Великобритании, России и позже Швеции. Как нетрудно догадаться, стоит взглянуть на карту Европы тех лет, первой целью для войск Наполеона была Пруссия. Однако правящие круги и генералитет королевства нисколько не беспокоились об этом, в стране вообще царила удивительная атмосфера шапкозакидательства и ура-патриотизма. 1 октября 1806 года Пруссия предъявила Франции ультиматум с требованием очистить германские земли до Рейна.
Ответа из Парижа требовали не позднее 8 октября. В победе не сомневался никто: высшее дворянство, генералитет и офицерство изо всех сил похвалялись, что проучат выскочку, предводителя санкюлотов. В ожидании ответа на ультиматум пруссаки щеголяли парадами с победными криками и насмешками в адрес Бонапарта. Прусские офицеры открыто приходили к отелю, где располагался французский посланник, и «смело» точили свои сабли о ступени парадной лестницы. Некоторые из генералов заявляли, что война закончится в считанные дни, одним ударом, и сожалели, что прусская армия берёт с собой на войну ружья и сабли, — чтобы прогнать французов, было бы достаточно одних дубин. Боялись только одного, чтобы Фридрих Вильгельм III не заключил мира. Главой военной партии при дворе была сама королева Луиза. Только король не поддерживал общего энтузиазма. Впрочем, нерешительный и апатичный Фридрих-Вильгельм III вообще редко проявлял энтузиазм в отношении чего угодно в своей жизни.
При ближайшем рассмотрении и анализе сил противоборствующих сторон нездоровый оптимизм прусских вояк уже вызывает настороженность. Численность двух армий была примерно равной: 113-180 тыс пруссаков, 130-195 тыс бойцов Наполеона. Однако прусская армия не воевала с 1795 года и по-прежнему использовала тактические методы времён Семилетней войны 1756-1763 гг., например, основной боевой порядок линейной пехоты по-прежнему был густой строй, крайне уязвимый для мушкетов и пушек по сравнению с рассыпным строем французов. Даже командующий прусской армией престарелый Герцог Брауншвейгский тоже сохранился со времен Семилетней войны, он был соратником знаменитого Фридриха Великого.
Французская же армия воевала почти непрерывно с 1800 года, отдельные части и раньше, и возглавляли ее гениальный полководец Наполеон Бонапарт и его талантливые маршалы, отобранные по заслугам, а не за выслугу лет, как в Пруссии.
Первые же столкновения убедительно продемонстрировали полное превосходство французской военной машины. Генеральное же сражение выпало на 14 октября 1806 года- точнее, в этот день произошли сразу два боя, решившие исход войны.
1) Битва при Йене. Противники: основная часть армии Франции ок. 100 тысяч человек ( в бою принимали участие не более 60 тысяч) под командованием Наполеона; 2-я прусская армия Фридриха Цу Гогенлоэ( 27-62 тыс, для второго варианта численности прусских войск следует учесть 15-тысячный корпус генерала Рюхелч который, хоть и прибыл на поле боя уже после разгрома и начала беспорядочного отступления основных сил Гогенлоэ, всё же принял участие в сражении в надежде переломить его ход).
2) Битва при Ауэрштедте. Противники: французский корпус маршала Даву в 25 тысяч солдат; основная часть прусской армии Герцога Брауншвейгского (50-63 тыс)
Накануне битвы при Йене генерал Гогенлоэ был уверен, что перед ним лишь вспомогательная часть войска французов и решился дать бой утром 14 октября. Генерал банально положился на авось либо разведка в прусской армии была отвратительной. Вот вам и хваленая немецкая пунктуальность. Наполеон же халатностью не отличался, накануне боя была проведена рекогносцировка завтрашнего поля битвы, командующий располагал всей нужной информацией. В итоге Гогенлоэ был ожидаемо разбит, подоспевший ему на выручку уже в конце боя генерал Рюхель бросил на верную смерть свой корпус в 15 тысяч солдат в самоубийственную атаку, и их судьба была незавидна.
Маршал Даву был в несравненно худшем положении, чем его император, его войска уступали числом прусским минимум вдвое. Однако и тут немцев подвела преступная халатность и некомпетентность их командира. Даву изначально занял тактически выгодную позицию для боя и в ночное время французы скрытно взяли под контроль господствующие над полем боя высоты на склонах городка Козен.
Разобщённость действий отдельных подразделений армии Герцога Брауншвейгского, отвратительная работа службы прусских посыльных в бою и гибель самого командующего в сражении сделали свое дело, и прусская армия была разбита и здесь. За один день Пруссия лишилась полевой армии. Это предопределило судьбу королевства в войне. Позднее об этих битвах скажут следующее:" В Йене Наполеон выиграл сражение, которого не мог проиграть. В Ауэрштедте Даву выиграл сражение, которого не мог выиграть."
Впрочем, маршал Луи Николя Даву за всю свою карьеру вообще не проиграл ни одной битвы, так что он просто работал как привык.
Но у Пруссии ещё оставались сильные крепости с большими гарнизонами, что могли годами держать осады. Однако после 14 октября кампания принятла такой оборот, который никто ещё недавно и представить не мог. Цитадели одна за другим стали сдаваться без боя французам. Наиболее позорными были сдача Кюстрина и Магдебурга. В первой более чем 10-тысячный гарнизон капитулировал перед 3 ротами пехоты без пушек. Комендант же Магдебурга Клейст отличился более всех. Его гарнизон насчитывал 22 тысячи солдат, запасов провизии хватило бы на годы осады. Требование о капитуляции ему предъявил маршал Ней, кавалерист, у него ВООБЩЕ не было пехоты под командованием. Сперва Клейст отказался, но после залпа четырёх лёгких мортир (!!), неспособных нанести ощутимый вред мощным стенам Магдебурга, все же сдался. Позже он объяснил это страхом гражданских перед врагом и их просьбой сдаться. Вот уж достойный сын грозных тевтонских воинов былых времён.
Уже 25 октября, спустя всего две недели от начала войны, Наполеон вошёл в Берлин, к февралю 1807 все гарнизоны Пруссии сдались или были разбиты.
По результатам Тильзитского мира 1807 года король-слоупок Фридрих-Вильгельм III лишился половины страны и , видимо, остатков самоуважения: ещё до заключения мира монарх отправил на переговоры с Наполеоном поводу перемирия славившуюся красотой жену Луизу- естественно, безрезультатно. Фактическую независимость Пруссия вернула только после поражения Наполеона в 1812 году в России.
По итогам всех компаний Наполеона Пруссия оказалась слабейшим противником за его карьеру: Австрия была побеждена в 4 войнах Наполеона до 1812 и тем не менее не была разбита, Россия была побеждена в 1807 и взяла реванш в Отечественной войне 1812, даже Османская империя в Сирии сопротивлялась активнее, ведь именно под Аккрой Бонапарт потерпел первое поражение в 1799 году, не сумев взять крепость под командованием турецкого паши Ахмеда Джаззара.
Вот вам и хваленая немецкая организованность и военная машина, 14 октября стало чёрным днём в истории ВС Германии- и об этом не грех напоминать каждому фанатичному тевтонскому апологету, умаляющему подвиги Франции на полях сражений.