Для юношей, а тем более девушек 19 века бал был одним из немногих способов показать себя, завести знакомства и отыскать любовь — почти система быстрых свиданий! Выясним, что танцевали на балах, почему вальс осуждали в светском обществе и откуда родом полька.
«Чрезмерно чувственный» вальс
Король романтичных балов 19 века — изящный вальс. Старожилам света он казался чересчур интимным: крепкие объятия кавалера, соприкосновения рук — почти непристойно! И даже после пропуска вальса в высшее общество он считался настолько «опьяняющим», что из него разрешалось выйти до окончания музыки — после двух-трех туров.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Вальс, как в строках Пушкина, действительно состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Но как раз такая простота, дополненная мелодичностью аккомпанемента, сделала вальс востребованным атрибутом придворных балов.
Массовая любовь к вальсу способствовала развитию музыки: знаменитые композиторы считали своим долгом написать вальс. Центр вальсовой музыки — Вена. Расцвет венского вальса связан с творчеством Йозефа Ланнера и семьи Штраусов.
Фантазийная мазурка
Широкое распространение на балах в это время получила мазурка. Это польский народный танец с ярким характером и музыкой, поделенной на три счета.
Самое притягательное в мазурке — это возможность танцоров создавать собственные композиции. В фигурах первая пара демонстрировала свою хореографическую фантазию: проходы, вращения и невинные обманы, во время которых кавалер подхватывал даму из соседней пары. Мазурист, способный разнообразить танец, очень ценился в светском обществе.
Чаще всего мазурку танцевали в четыре пары, расставив их по сторонам небольшого квадрата. Иногда пары выстраивались даже в несколько фигур одновременно. В этом случае каждый квадрат танцевал самостоятельно, не смешиваясь с другими.
Как правило, после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
Темпераментный краковяк
Модным при дворе стал еще один польский танец — краковяк. Поначалу этот народный танец Краковского воеводства был только мужским, но, распространяясь по Европе, превратился в парный. Хотя горделивая осанка и темпераментный шаг остались с тех пор неизменными.
Краковяк появился еще в 14 столетии как крестьянский танец, а в свет вышел и получил статус бального только в 19 веке. Отсюда подвижный темп, задорность, непринужденность исполнения. Шутливости ради танец сопровождали ритмичными строками:
Русский, немец и поляк
Танцевали краковяк.
Русский — по-русски,
Немец — по-французски.
Русский, немец и поляк
Танцевали краковяк.
Краковяк в художественной обработке встречается в балетной и оперной музыке, например у Михаила Глинки в «Жизни за царя».
Совсем не польская полька
Еще одна танцевальная страсть придворных особ 19 века — полька. Несмотря на название, ее родина — Богемия, а танец — чешский. В польке тоже много касаний, поэтому консерваторы пылко спорили о том, можно ли впускать танец на балы, — так же, как было с вальсом.
Чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить только базовые приставные, переменные шаги и подскоки. Быстрый темп требует проворного переступания ногами, отсюда и название: pulka на чешском означает «полшага». В танце главное не сложность исполнения — куда важнее живое и ритмичное настроение, задор.
Вместе с полькой появилось и множество композиций в духе зажигательной хореографии. Например, полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшего, которую он написал во время гастролей в Санкт-Петербурге, и «Детская полька» Михаила Глинки.
Французская кадриль по-русски
Бальная кадриль получила свое название из-за квадратного построения танцующих пар. Две или четыре пары начинают движение, располагаясь в углах прямоугольника друг против друга.
Пришедшая из Франции в Россию кадриль быстро приобрела национальный колорит. Сначала она появилась при дворе, а потом стала популярной и среди недворянских сословий. Причем в народе танец распространялся так: крепостные и служивые люди видели исполнение танца аристократами и повторяли запомнившиеся фигуры, переделывая их на свой лад. Поэтому русская кадриль разная в зависимости от региона: московская, волжская, уральская.
Придворный бал 19 века — это маленькая жизнь: страсти, сплетни и предательства. Танцы помогали дворянам создать семью, найти друзей или просто развлечься. Сейчас бальная культура почти утеряна, но желание найти подходящий наряд и закружиться в танце под аккомпанемент великолепной музыки и сегодня не редкость.
Послушать музыку, которую писали для этих танцев, можно на концертах Московской консерватории или Санкт-Петербургской филармонии. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции и их проекты.