Найти в Дзене
ВТБ Страна

От стогов до соборов: какие серии картин создал Моне

Оглавление

Импрессионист Клод Моне первым из художников стал писать серии из десятков картин, привлеченный изменчивостью освещения главного объекта. Стога и кувшинки, тополя и сады, соборы и мосты он рисовал множество раз, бесконечно пытаясь уловить малейшие оттенки света и цвета. Вспоминаем самые известные серии Моне.

Стога сена: синие, розовые и фиолетовые сокровища

Два стога сена в полях под Живерни вдохновили Моне на создание серии из 31 картины. Художник хотел запечатлеть один и тот же объект при разном освещении, в разные времена года и в разную погоду. Моне систематически писал серию в 1890–1891 году, благо зима выдалась довольно теплая, температура редко опускалась ниже −10°C. В зависимости от света и состояния природы стога на картинах серые и розовые, желтые, синие и даже фиолетовые — такие, какими видел их художник.

Вряд ли увлеченный работой Моне догадывался, что создает бесценные произведения искусства: в 2019 году одну из картин серии, «Стога (конец лета)», на аукционе Sotheby’s продали за 110,7 млн долларов. Предыдущий рекордсмен серии был продан на аукционе Christie’s за 81,4 млн долларов в 2016 году.

Руанский собор: огромный калейдоскоп

В феврале 1892 года Моне приехал в Руан в гости к брату и решил немного поработать. Его внимание привлек готический Руанский собор. Оскар Рейтерсверд в книге о Клоде Моне писал: «Ему казалось, что он смотрит в огромный калейдоскоп, где узор сменяет узор, следуя в непрерывной последовательности и с неиссякаемым разнообразием». Художник снял комнату напротив собора и погрузился в работу, результатом которой стала серия из 35 картин: 28 видов собора, 4 общих плана города и 3 вида примыкающих к собору двора и улицы.

Моне был так увлечен, что собор преследовал его даже во сне, вдобавок работе мешали бесконечные туманы и дожди. В письме к жене есть такие строки: «Все, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары — на меня падал собор, а я все никак не мог понять, какого он цвета — голубой, розовый или желтый...». И все-таки художник смог ухватить все многообразие фасадов собора: гармонию в коричневом, солнце, конец дня, утренний эффект и туман. Заканчивал картины Моне уже дома, в Живерни.

Мост Ватерлоо: многоцветное марево тумана

В 1890–1901 года Моне по несколько недель проводил в Лондоне, останавливаясь в отеле «Савой» на набережной Виктории. Оттуда открывался прекрасный вид на Темзу и мост Ватерлоо. Художник написал серию из 41 картины, подавляющее большинство из которых он заканчивал у себя в Живерни. Знаменитые лондонские туманы привлекали Моне эффектами зыбкой световоздушной среды и сложнейшими цветовыми нюансами, мерцающими в переливах света. Стихия тумана, за которой лишь смутно угадываются очертания старого моста, чадящих фабричных труб и плывущих по реке лодок, полностью захватывает Моне игрой света и тени. В картинах этой серии уже сказывается меньшая связь с натурой: материальное, осязаемое становится менее важно в сравнении с многоцветным маревом тумана.

Кувшинки, или водяные лилии: самая крупная серия

Возле своего дома в Живерни Моне разбил цветочный сад, который стал для него источником вдохновения. Вскоре здесь появились небольшой пруд, мостик в японском стиле и водяные лилии. На протяжении 30 лет, до конца жизни художник работал над самой крупной своей серией из приблизительно 250 картин — изображением кувшинок, или ненюфаров, водяных лилий. Разнообразием ракурсов и погодных условий Моне добивался бесконечного разнообразия форм и игры света.

Это был кропотливый труд: начинать писать приходилось на восходе, ведь лилии закрываются, стоит солнцу начать клониться к горизонту. Впоследствии сложностей добавляли и проблемы со зрением: художник перенес три операции из-за катаракты, но они не принесли желаемого результата, так что под конец жизни он видел цвета искаженными.

Тем не менее, развивая любимый мотив, в последние годы жизни Моне работал над грандиозным проектом: он задумал написать восемь огромных полотен с кувшинками в подарок Франции. Линии горизонта исчезают, главной становится притягательная поверхность пруда и населяющие его лилии, ивы и другие растения. Картины постепенно превращаются в декоративные панно, а мимолетность взгляда уступает место длительному созерцанию. Увидеть масштабные работы художника и погрузиться в умиротворенный мир Моне можно в Музее Оранжери в Париже.

Клод Моне изобрел и довел до совершенства метод создания художественных серий с одним и тем же объектом или сюжетом в главной роли. Увидеть стога сена, кувшинки, соборы и мосты Моне в десятках вариаций можно в ведущих галереях мира, в том числе в Государственном Эрмитаже и Пушкинском музее. Банк ВТБ является давним другом и партнером музеев и поддерживает их масштабные мероприятия.