16 ноября – день памяти Густава Густавовича Шпета – феноменолога, одного из крупнейших философов XX века. Он был эстетиком, логиком, лингвистом, историком, психологом, этнологом, литературоведом. Его работы всегда были высокопродуктивны на грани этих наук.
Родился Густав Густавович Шпет 7 апреля 1879 года в Киеве. В 1906 г. окончил философское отделение Университета св. Владимира. В 1907 году Шпет переезжает в Москву, где трудится в Психологическом институте и читает курсы в Московском университете, на Высших женских курсах и в других образовательных учреждениях. Летние семестры 1910 и 1911 гг. он проводит в заграничных университетах – в Англии и Германии. В 1912-1913 гг. оканчивает философскую школу Гуссерля. В 1914 году Шпет выпускает книгу: «Явление и смысл», в 1915 году – небольшую монографию «Философское наследие П.Д. Юркевича», в 1916 году – обширное исследование «История как проблема логики». К этому времени он приобрел имя в философии и репутацию блестящего лектора, эрудита и яростного спорщика. У него сложились обширные знакомства в академической и литературно-художественной среде.
В 1922 году происходит высылка за границу большой группы русских профессоров, литераторов и общественных деятелей. В этих списках фигурировало и имя Шпета. Однако он обращается к первому наркому просвещение РСФСР А.В. Луначарскому с просьбой, чтобы его вычеркнули из этих списков. Его просьба удовлетворяется.
Шпет считал революцию морально и политически оправданной. Он близко чувствовал свою личную ответственность за судьбу русской культуры и должен был в соответствии со своим пониманием этой судьбы для нее трудиться. Много внимания в эти годы Густав Густавович уделяет общественной деятельности. Он участвует в работе Московского лингвистического кружка, становится одним из членов правления Российского союза писателей, несколько позднее входит в Художественный совет МХАТа.
В 1923 году была создана Российская академия Художественных наук (РАХН, позже ГАНХ). Шпет фактически ее возглавляет в качестве вице-президента. Снова появляются ученики, лекции, семинары. Но все эти культурные начинания не пережили «года великого перелома». В результате «чистки» ГАНХ прекратил существование.
Надо было жить, содержать семью (у Шпета было пять детей, трое из которых несовершеннолетние). Он, зная более полутора десятка языков, занялся переводами художественной литературы. В марте 1935 года вместе с группой сотрудников бывшей ГАНХ Шпет был арестован. Согласно материалам следствия, Шпет возглавлял «антисоветскую группу». Этой формулировки оказалось достаточно для приговора к пяти годам ссылки по статье № 58. Он был выслан в г. Енисейск, куда прибыл с женой и сыном в начале июля 1935 г. Вот некоторые строки из письма к родным, которое писал Густав Густавович из поезда Москва-Красноярск: «Милые мои Таня и Маринаша, очень уж мало я побыл с вами, хочется побольше узнать, что у вас делается на душе: какие горести, радости и ожидания. Мама и Сережа очень милы со мной и стараются заменить всех моих любимых, но от этого я не только не забываю вас, а все чаще вспоминаю. Пишите мне про себя побольше. Дела свои устраивайте энергично и свои права отстаивайте».
Благодаря ходатайству его именитых друзей по науке и искусству, Шпету удалось получить разрешение заменить место ссылки на город Томск, где была возможность устроиться на работу. В университет его, правда, не допустили, но заключили договор с Москвой на перевод крупной работы «Феноменология духа Гегеля». Шпет переезжает в Томск. Этот перевод был полностью сделан в 1936-37 гг., однако опубликован он был только в 1959 году.
27 октября 1937 года Шпета арестовывают вторично. Родным сообщили о стандартном в те годы приговоре: «осужден тройкой на десять лет без права переписки». Многочисленные просьбы во все инстанции о пересмотре дела оставались безрезультатными до 1956 г., когда его вдова получила справку о том, что «дело прекращено за недоказанностью состава преступления» и фальсифицированное свидетельство о смерти в Томске в 1940 г. от воспаления легких. В 1989 году исследователям удалось ознакомиться с делом Шпета. Выяснилось, что по постановлению тройки Шпет был расстрелян 16 ноября 1937 года.
Благодаря общественным организациям и местным властям 6 ноября 1989 г. в Томске была открыта мемориальная доска на доме (по пер. Рузского 9), где жил Г. Г. Шпет с декабря 1935 г. и до ареста.
В городе Енисейске в 2017 году была установлена мемориальная доска по адресу ул. Петровского, 21 с текстом: «Здесь осенью 1935 года ежедневно получал свою корреспонденцию потомственный дворянин в чине коллежского асессора, профессор философии, вице-президент Государственной академии художеств Густав Густавович Шпет».