Найти тему
Алексей Ратушный

Стар Чесс кое Брю

Кадр из трансляции Первого канала со "Скейт Америка"
Кадр из трансляции Первого канала со "Скейт Америка"

Видимо придётся объясниться.
Мне шестьдесят девять лет и одиннадцать месяцев.
Шахматы детям я преподаю с шести лет.
Чисто «женским» тренером стал в 1985-ом году.
Отдельная тема – мои отношения с балетом.
В детстве я рассматривался как балерун и два года ходил в балетный класс в самом знаменитом здании Свердловска на Плотинке. Меня ставили в центре зала перед огромными зеркалами и спустя много лет Цискаридзе объяснил мне, что это означает.
Увы! Я не разделял оптимизма взрослых на свой счёт. Танцевать с девочками после наступления восьмилетия я категорически стеснялся и вообще понимал, что это – не моё! Записался в картинг и с удовольствием перебирал двигатели от мотоциклов и исследовал устройство колеса мотоцикла.
В Киеве, уже в пятидесятидвухлетнем возрасте я записал в балетную школу (замечательную!) Машеньку, а через год туда же прорвалась и Дашенька. Так что три года я водил их в это богоугодное заведение. Являюсь стойким поклонником классического балета, классической музыки и классического танца. Сам после детских опытов никогда уже не танцевал. На дискотеках предпочитал стоять в сторонке.
Фигурное катание мне открыла моя тётя Неля – вторая супруга маминого брата.
Она каталась профессионально и в 1961-ом году учила меня крутить «пистолетик» на коньках.
Многие годы я восхищался фигурным катанием как высшим из земных искусств.
Сам мечтал стать конькобежцем.
У нас как раз стадион «Юность» сделали первым открытым конькобежным катком страны.
Я обожал состязания конькобежцев и даже с воспалениями легких прорывался на трибуну «Юности»!
В Архангельске я стал сотрудником областного спортивного комитета и три года возглавлял областной шахматно-шашечный клуб, судил футбольные состязания, активно решал вопросы связанные с развитием спорта в родной области. Моим непосредственным руководителем был замечательный педагог и организатор Лев Михайлович Фильчагин, светлая память о котором навсегда в моём сердце.
Таким образом у меня имеется собственное выработанное отношение и к ИСУ, и к ФФККР.ю и к фигурному катанию, и к балету.
Особая тема – моё активное отношение к системам оценок в фигурном катании.
Поскольку сам я – разработчик новых педагогических технологий, естественно и критическое переосмысление многих моментов судейства в различных видах спорта, и в образовании.
Поэтому многие вещи, которые обсуждаются на этом ресурсе любителями и поклонниками фигурного катания, вызывают у меня совершенно иные оценки. С большинством высказываемых суждений я как правило не могу согласиться.
Отдельный вопрос – мнения профессионалов и знатоков.
К ним я нередко готов применить известный юристам с первого курса юридического вуза принцип, который выражается весьма интересным текстом:
«Врёт, как очевидец!»
На многие явления на льду надо смотреть, на мой непросвещённый взгляд, «ширше и глыбже».
Например, у фигуристок на мой взгляд одна из проблем – оформление собственного лица.
У мужчин-одиночников такой проблемы нет!
Но если человек не понимает, почему девушки так тщательно относятся к своим ресницам, бровям, раскраске губ, оформлению ушей и укладке волос, то каким чудом он сможет понять целый ряд движений на льду во время выступления одиночницы?
Совершенно необъятная тема – музыка сопровождения.
Поскольку само тело фигуристки является музыкальным произведением, подбор адекватного оформления этой – ведущей – мелодии  нельзя недооценивать.
На мой непрофессиональный взгляд необходимо различать два принципиально разных вида спорта:
1. Спортивное фигурное катание на коньках
и
2. Искусство фигурного катания на коньках.
Попытка удержать «два в одном» несостоятельна.
Собственно противостояние Анны и Александры – это противостояние именно этих двух дисциплин.
Опыты по прыжковым состязаниям у нас как раз шаги в направлении введения указанного различения на уровне новых организационно-правовых форм.
Именно Школа Этери Тутберидзе впервые выпукло поставила целый ряд наисложнейших вопросов: о ведении нескольких выдающихся фигуристок одновременно, о приоритетах в подготовке конкурирующих спортсменок перед крупнейшими соревнованиями современности и т.д. и т.п.