Найти тему
Новый очаг

Почему Никита Хрущёв обожал кукурузу и как она чуть не разорила СССР

Оглавление

Как любовь первого секретаря ЦК КПСС к Царице полей довела Советский Союз до хлебных карточек в мирное время.

    Почему Никита Хрущёв обожал кукурузу и как она чуть не разорила СССР
Почему Никита Хрущёв обожал кукурузу и как она чуть не разорила СССР

Сейчас, когда социологи спрашивают в своих опросах о том, что происходило в нашей стране в хрущевские годы, люди иногда говорят: Гагарин, космос, иногда: целина. Но чаще смеются: кукуруза! Печальный анекдот с кукурузой начисто затмил все заслуги Хрущева, которого многие историки считают реформатором, равным Александру II: он расселил людей из бараков в «хрущевки», развенчал культ личности Сталина, реабилитировал репрессированные народы… Но все это меркнет в тени образа комичного авантюриста, который фанатично обожал кукурузу, довел страну до продуктовых карточек и едва полностью ее не разорил. За что Хрущев так обожал кукурузу и почему из его затеи с «царицей полей» ничего не вышло?

Содержание статьи

  1. Кукурузная идея
  2. Друг Росуэлл
  3. Кукурузная лихорадка
  4. «То у вас, а то — у нас»

Кукурузная идея

В 1950 году Сталин объявил о небывалом росте сельскохозяйственного производства и о том, что зерновая проблема в СССР окончательно решена. Через три года Хрущев назовет эти заявления «очковтирательством». Сельское хозяйство в нашей стране в последние сталинские годы и правда было в очень тяжелом состоянии. Даже в 1913 году, с которым почему-то сравнивали все показатели советской экономики, урожай пшеницы был выше, чем в 1950. Поэтому Хрущев в должности руководителя государства первым же делом объявил «всенародную борьбу за крутой подъем сельского хозяйства».

За несколько лет партия обещала «в достатке удовлетворить растущие потребности населения… в продовольственных продуктах и обеспечить сырьем легкую и пищевую промышленность».

Почему посредством кукурузы? Кукурузная идея сидела в голове Хрущева давно. Однажды на его глазах она спасла от голода Украину. Как было: в 1949 году Хрущев работал первым секретарем Компартии Украинской СССР. В тот год в республике посеяли много кукурузы, а потом пришла засуха. Хлеб высох на корню, страшно было смотреть на пустые черные колоски. А кукурузе хоть бы хны: поля стояли, как войска, готовые бороться с голодом до последнего. Тогда выжили благодаря кукурузе, и Хрущев это не забыл.

  Getty Images
Getty Images

Друг Росуэлл

А еще был американский опыт, который не давал покоя Никите Сергеичу. На пленуме в 1955 году он выступал и горячился: вот, американцы не стоят в очередях за мясом, стало быть, они правильно дела ведут, а мы нет. И даже Мексика – вот же только они голодали, прошло каких-то восемь лет, и пожалуйста, крупнейшие в мире экспортеры зерна! Неужели мы, великая сверхдержава, там не сможем? Догнать и перегнать Америку по производству мяса, хлеба и молока стало золотой мечтой Хрущева.

В США отправилась делегация советских агрономов. С агрономической наукой в те годы у нас было не ахти, как: одних селекционеров пересажали и расстреляли, другие ради самосохранения встали под антинаучные знамена академика Лысенко (при Хрущеве Лысенко процветал так же, как при Сталине; Никита Сергеевич обожал его, как «простого человека из народа» и всячески ему покровительствовал). В общем, делегация вернулась с отчетом, который наполовину был посвящен кукурузе: замечательная культура, вся Америка на ней держится.

Потом Хрущев поехал в Америку сам, и там попросил показать ему ферму Росуэлла Гарста, знаменитого, богатейшего земледельца. Гарст, хоть и американец, по духу оказался очень близким Никите Сергеичу человеком. Фермер был вспыльчивым, неуступчивым и при каждом удобном случае показывал всем американскую кузькину мать. На Хрущева огромное впечатление произвело, как Гарст прогонял навязчивых журналистов: швырял в них всем подряд, от кукурузных початков до сухих коровьих лепешек, и плевать ему было на фотокамеры. Они сразу подружились. Гарст был крупным специалистом по кукурузе, и, пообщавшись с ним, Хрущев утвердился в своем убеждении: именно кукуруза накормит СССР.

  Getty Images
Getty Images

Кукурузная лихорадка

В 1959 году посевная площадь кукурузы увеличилась на треть, ее сеяли на Северном Кавказе, Украине и в Молдавии. Семена купили у Гарста. Денег в стране не было, и с фермером расплатились золотыми слитками из стратегических запасов. — больше расплачиваться было нечем. Вот как об этом вспоминает сын Никиты Хрущева. Сергей: «О том, что отец запускает руку в золотые кладовые, я узнал вскоре по возвращении его из отпуска.

Он, в моем присутствии, обсуждал с кем-то из коллег выгоды совершенной с Гарстом сделки. Я возмутился... Отец меня выслушал благодушно и ответил цитатой из Евгения Онегина: Как государство богатеет, И чем живет, и почему, Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет».

С каждым годом в стране сеяли все больше кукурузы: даже на Севере, на Вологодчине, и даже в Западной Сибири. Страну колотило в «кукурузной лихорадке»: про кукурузу снимали фильмы, делали мультики, писали стихи и песни: «На Оке и на Кубани, да на Тереке реке/Кукуруза лучше станет, чем в Америке/Мы характером спокойны, да зато напористы/Мы Америку догоним на советской скорости». В школьной самодеятельности тех лет кукуруза была главным положительным героем. Официальная пропаганда тех лет называла ее Царицей полей, а советские граждане на кухнях усмехались: Кукуруза Никитична.

«То у вас, а то — у нас»

На юге страны кукуруза и правда давала отличные урожаи, на севере и в Сибири дела с кукурузой были плохи. Гарст вызывался помочь, предлагал другу Никите организовать в СССР кукурузные курсы, говорил, что это теплолюбивая культура и выращивать ее надо правильней, на Севере ей не жить. «То у вас, а то у нас», —отвечал Хрущев. Он долго не понимал, что дело плохо. А самое плохое, что из-за кукурузных плантаций урезались пшеничные поля, страна оставалась без хлеба. В 1962 году почти на всем Нечерноземье урожай кукурузы погиб. Стебли пустили на силос, сочный корм для скота. Животные были накормлены, а людям продавали 2,5 кг хлеба в одни руки или по талонам (такое ограничение ввело постановление Совета Министров СССР «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба»).

Хрущев не хотел видеть, что его кукурузный план был обречен на провал: и климат не подходящий, и селекционная школа в стране фактически уничтожена, выращиванием кукурузы часто занимались не специалисты, а комсомольские отряды, а на энтузиазме, без знаний, ничего не росло. В своих мемуарах Хрущев потом писал: «Некоторые люди в СССР меня не понимали прежде и не понимают теперь. Есть и такие, кто осуждал меня в то время и осуждает сейчас. Думаю, что по невежеству.

  Getty Images
Getty Images

Они не понимают, что нет другой культуры, равной кукурузе, для животноводства. Мне могут возразить, что далеко не всюду. Да, но главное заключается в людях. В одном и том же климатическом районе у одного человека кукуруза не растет, а у другого дает по 500 и 1000 центнеров силосной массы. Если говорить грубо: у умного она с эффектом, а у дурака и овес с ячменем не вырастут». В следующем году все стало еще хуже. Зерна собрали совсем мало, был неурожай. Белый хлеб стал дефицитом, а вместе с ним с прилавков исчезли манка, вермишель, мука.

Надо было как-то выживать до нового урожая.

Как пишет в своей книге Сергей Хрущев, «отцу стало не до реформ». За два года до этого Никита Сергеевич говорил, что к 1980 году в стране построят коммунизм, и многие ему поверили. Теперь в Хрущеве разочаровались даже самые пылкие его сторонники: ну как это? Даже хлеб пропал. А ведь до этого в столовых хлеб лежал на столах бесплатно… Советскому Союзу пришлось покупать пшеницу за границей, у капиталистов, 12 миллионов тонн зерна за 372,2 тонны золота (всего наличный запас золота в тот год составлял 1082,3 тонны». Осенью 14 октября 1964 года Никиту Сергеевича отправили на пенсию. Как писала «Правда», пленум ЦК КПСС удовлетворил прошение Хрущева об отставке. К власти пришел Леонид Брежнев, а кукурузу перестали выращивать даже там, где она хорошо росла.

  Getty Images
Getty Images

У Хрущева ничего не вышло. Он не смог догнать и перегнать Америку и тем более построить коммунизм, не смог поднять сельское хозяйство на кукурузе. Но в годы его правления люди стали жить совсем по-другому, чем до этого: следить за модой, жить не в коммуналках, а в отдельных, пусть и маленьких квартирах, ездить летом на море. Из-за довольно безумной любви Хрущева к кукурузе из магазинов исчез белый хлеб; но при нем советское государство впервые потратило часть своего золотого запаса, чтобы спасти людей от голода…