Найти тему
Анна Бердникова

Разногласия с мужем: я выращиваю плаксу?

Из рабочего процесса:

Сейчас моему сыну 2,9 года. Он очень спокойный, неагрессивный мальчик. Никогда не лезет в толпу, где пихаются, толкаются. Обходит стороной. Где-то в 2,3 когда его кто-нибудь толкнет, он плачет. Конечно, я за него заступаюсь, но в итоге, он стал плакать по любому поводу. И шага ступить сам не может. В общем стали его учить защищаться, давать сдачу. Стал посмелее, но проблемой стала то, что он стал толкать всех без разбору. (Не соображает совсем еще). Запретила толкаться. Вроде не толкает, но его может теперь обидеть кто угодно, разговариваю с ним на эту тему, ну вроде как-то справляется. И вот возник вопрос в том, что сейчас он стал посмелее, лазит по всяким снежным горкам. Но там высоко! Как быть если кто-то начинает толкаться там на верху. У меня язык не поворачивается сказать толкни в ответ. Ведь там такие же малыши и поменьше есть, так и шею свернуть можно, а он толкается изо всех сил. Он понимает, что нельзя там толкаться, начинает обидчика успокаивать. Запрещаю толкать на возвышенности вообще, говорю, чтоб сам садился и съезжал. Или вот вчера сцепился с девочкой, она, видно, что не старше, но крупнее, чуть его с горки не скинула. Хорошо, что все обошлось, я далеко была, не успела никак среагировать…А муж говорит, что научу его убегать, и будут его все обижать. Но как тут быть?

Ваш сын - еще очень маленький мальчик. Поэтому ему для выполнения нужны предельно конкретные инструкции. Для него важно быть послушным, он и рад бы выполнить все, о чем Вы его просите, но в силу возраста он пока Вас не понимает.

Вот смотрите: дать сдачу - это сделать что? Совершить аналогичное действие в ответ? Как ребенку дифференцировать нечаянные и специальные действия? Или сдаче подлежит любое прикосновение? На эти вопросы важно получить внутри себя конкретные ответы и согласовать их с мужем.

Попробуйте сформулировать суть Ваших с мужем разногласий, в чем именно они заключаются? Муж настаивает на обязательном давании сдачи в любой ситуации, а Вы вводите ограничения, и это раздражает супруга? Вы противник давания сдачи в целом? Или разногласия заключаются в чем-то ином?

Ребенок любит и Вас, и папу, поэтому, когда от Вас исходит одна инструкция, а от папы – другая, сын испытывает серьезные затруднения. Что бы он ни сделал, он все равно будет непослушным для кого-то из своих любимых взрослых. Для мальчика, не достигшего трех лет, это очень тяжелый выбор. Поэтому очень важно, чтобы видение этой сложной уже эмоционально заряженной ситуации в Вашей семье было единым.

Общие инструкции тем и плохи, что не учитывают множество конкретных факторов. Да, ребенку трудно дифференцировать происходящее, оценить, когда надо ответить, когда не надо. Что считать возвышенностью, что не считать. Вот горка деревянная во дворе – это возвышенность. А маленькая снежная горка возле магазина – возвышенность или нет? Можно ли себя вести на снежной горке, как на деревянной? Но на снежной горке места на верху больше, можно обойти обидчика по широкой дуге? Или не обходить? Что делать в конкретных обстоятельствах в конкретном месте? Малышу трудно сориентироваться.

Поэтому с ребенком необходимо разговаривать о каждой увиденной ситуации: что произошло, как произошло, почему именно так, что можно сделать, что было сделано верно и пр.

В ситуации на горке вполне можно было сделать замечание толкающейся девочке, хотя бы посмотреть на нее сурово, многих это дисциплинирует, особенно, если чувствуют, что делают что-то не то. Или апеллировать к ее маме - толкаться на высокой ледяной горке может быть травмоопасно. Столкнувшись с этой ситуацией, Вы, взрослый человек растерялись, что говорить о малыше, еще не достигшем трех лет?

Регулярные разговоры, именно разговоры, а не нотации, о происходящем помогут ребенку сформировать свое видение происходящего, отработать модели поведения в тех или иных ситуациях. Хотя, конечно, произойдет это далеко не сразу. Но со временем сын обязательно выработает для себя приемлемую линию поведения и будет ее придерживаться.