Найти тему
Анна Бердникова

Дело в наказании?

Из рабочего процесса:

У меня как будто два разных ребенка: дома – маленькое капризное чудовище, в садике воспитатели не нарадуются на него. И послушный, и помощник, и с детьми хорошо ладит. Почему так происходит? В садике их наказывают за непослушание – ставят на скамейку или садят на стульчик. Моего сына ни разу не наказывали – не было надобности. Но дома без наказаний не обойтись, хотя никто от этого удовольствия не получает.

Попробуем разобраться в возможных причинах происходящего.

Садик – интересное и привлекательное для ребенка место. Именно здесь ребенок может социально реализоваться и получить признание. Обратите внимание, воспитатели хвалят его, он в группе на хорошем счету, он знает, как этого достичь, потому что наверняка получает похвалу за какое-либо конкретное действие. Собрал игрушки – молодец, повесил фартучки в кухонном уголке – умница, помог соседке шарфик завязать – снова умница. Воспитателю приходится руководить целой группой детей, ему без конкретных и понятных каждому ребенку правил осуществить такое руководство практически невозможно. Таким образом, у ребенка формируется «банк» образцов предпочитаемого поведения, понятных и посильных ему. Когда сыну хочется получить признание, он точно знает, что ему необходимо для этого сделать.

Имеет ли ребенок столь же ясную картину предпочитаемого дома поведения? Иногда бывает нелегко после трудного рабочего дня просто похвалить малыша за что-то, не говоря уже о том, чтобы сделать это дифференцированно, указав, что именно хорошо, и как это важно для дома и семьи, чтобы у ребенка была возможность твердо усвоить, чего именно и в какой области от него неизменно ждут, и в соответствии с этим пониманием выстроить свое поведение.

Вполне возможно, ребенок устает в саду «держать лицо». И дома просто сбрасывает накопившееся напряжение: бегая и прыгая, дурачась и задирая окружающих, получая удовольствие от маминого гнева. Скорее всего, упоминание о наказании в саду не случайно попало в текст вопроса. Чтобы опасаться наказания, ребенку совсем не обязательно бывать наказанным самому. Достаточно того, что малыш видит, как наказывают других. Наказание в саду публично. Для Вашего мальчика важно быть социально признанным, иметь положительные бонусы от пребывания в саду в виде похвалы воспитателя. Именно поэтому для него недопустимо оказаться на стульчике и скамеечке и быть публично порицаемым и осуждаемым. Кстати, если это предположение верно, то боязнь оказаться наказанным в садике, может создавать дополнительное напряжение, которое нуждается в разрядке. Ребенок так устает за день держать себя в руках и быть примерным, что вечером эмоциональная саморегуляция ему уже недоступна.

Рекомендации

Может быть полезным провести ревизию семейных правил, все ли из них понятны ребенку? может быть какие-то из них пришло время пересмотреть и сформулировать иначе.

Чтобы вечернее время стало более комфортным и не сводилось к выяснению отношений, приструнению буйного мальчишки, наказаниям и прочим неприятным вещам, необходимо подумать, как помочь ребенку сбросить накопившуюся усталость приемлемыми для вас способами. Проще всего это сделать через физическую активность. Если Вы в хорошей физической форме, то можно устроить соревновательные забеги на дорожно безопасных участках пути домой. Или предложить ребенку побыть мячиком, который всю дорогу домой прыгает и подскакивает под маминой рукой. Если вы из сада едете на машине, то можно включить музыку и вместе с мальчиком громко попеть под магнитолу, а домашний вечер начать с битвы на подушках. Любое эмоционально, и желательно физически, заряженное действие подойдет для выполнения поставленной задачи.

Выплеснувший энергию, уставший физически, но обновленный эмоционально мальчишка скорее всего остаток вечера захочет провести в тихих спокойных играх, на капризы и вредности сил скорее всего не останется. Тогда во время неспешной беседы обязательно необходимо подчеркнуть, как Вы рады тому, что вечер проходит без ссор, как Вам приятно просто посидеть рядом или полежать обнявшись со своим любимым малышом.