Найти тему
Загадки истории

ВАРВАРЫ#3.4Гунны против Рима#4.Самые страшные кочевники

Оглавление

Гунны против Рима

Самые страшные кочевники

Из всех участников Великого пересе­ления народов гунны имеют самую зловещую репутацию. Понять, поче­му так произошло, довольно непро­сто. Особо масштабных злодейств они не учиняли, крупных городов не ра­зоряли и хотя создали империю, просуществовала она по историческим меркам очень недолго. Так в чем же причины этой «черной легенды»?

Встречают, как известно, не толь­ко по одежке, но и по внешности. А с ней, по европейским меркам, у гун­нов действительно было неважно. Вот классическое описание гуннов у римского историка второй половины IV века Аммиана Марцеллина: «Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным ви­дом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов».

Аттила (Атли). Иллюстрация к изданию «Старшей Эдды», 1893 год
Аттила (Атли). Иллюстрация к изданию «Старшей Эдды», 1893 год

Ужасные и недобрые

Этот имидж прикрепился к гуннам намертво, хотя вряд ли можно быть уверенным, что подобная «среднестатистическая внешность» со временем не менялась из-за разбавления крови гуннов представи­телями других народов.
Исследователи сошлись на том, что гунны являлись прямыми по­томками кочевого народа хунну, для обороны от которых китайцы и возвели Великую стену. Во II веке хунну беспокоить Поднебесную империю перестали и словно растворились в воздухе, а уже в следую­щем столетии народы Кавказа и Северного Причерноморья подвер­глись нашествию двигавшихся с запада кочевников — имя которых в разных языках звучало и как «хунну», и как «унну», и как «хонны». Их-то для унификации и стали называть гуннами, чтобы не путать с возможными предками-хунну.
Из-за отсутствия у гуннов собственной письменности о язы­ке этого народа мы можем судить только по отдельным словам, со­хранившимся в китайских, греческих или римских источниках, что оставляет широчайший простор для толкований лингвистов.
Проведенные же генетические анализы найденных в захороне­ниях скелетов кочевников дают неоднозначные результаты. В одних случаях у них та же ДНК, что и у восточноазиатских народов, в дру­гих получается, что их предки происходили из Центральной Азии.
В общеисторическом же плане главным результатом продвиже­ния гуннов на запад как раз и стало Великое переселение народов. Получается, что кочевники с востока сдвинули аланов, герулов, ван­далов, бургундов, со временем эта волна накатилась на Римскую им­перию, и — Рим не устоял. Выходит, что в истории падения великой империи почетную роль следует отвести именно гуннам.
В 375 году гунны разгромили созданную Германарихом державу остготов (на территории современной Украины). Родственные ост­готам вестготы пытались укрыться в римских владениях, но догово­риться не смогли и разгромили римское войско во главе с павшим в сражении императором Валентом (378 год). Так единая Римская империя распалась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (Византийскую), а в 410 году вестготы Алариха захватили Вечный го­род, подвергнув его трехдневному разграблению. И вообще, на зем­ли что Западной, что Восточной империй, то пробивая себе дорогу мечом, то присягая императорам на верность, накатывались герман­ские орды, вроде бы сдвинутые с места именно гуннами. Но только ли в гуннах крылась причина Великого переселения?
Просто перечисляя народы, которые они якобы согнали с наси­женных мест, мы обнаружим среди них передавших свое имя Фран­ции франков, бургундов, в честь которых назвали самую обширную из будущих французских провинций, покоривших Британию англов и саксов, основателей будущей Испании вестготов, завоевателей Се­верной Африки вандалов. Получается, что все эти грозные народы не могли противостоять кривоногим гуннам и, убегая от них, снесли Римскую империю? Вряд ли все так просто.

«Гунны в битве с аланами», гравюра 1870-х годов по рисунку Иоганна Непомука Гейгера
«Гунны в битве с аланами», гравюра 1870-х годов по рисунку Иоганна Непомука Гейгера

Мигранты древности

Но может быть, гуннов было много?
В европейских источниках, повествующих о конкретных кампа­ниях, фигурируют цифры в 10, 20, 30, максимум 50 тысяч воинов. За­метим, что армия якобы бежавших от них вестготов, пускай и по са­мым оптимистичным оценкам, могла насчитывать при Адрианополе до 100 тысяч воинов.
А может быть, скромная численность гуннов компенсировалась невероятным воинским мастерством?
Тактика у них, конечно, была довольно эффективной, но... это была стандартная тактика конного кочевого войска. Главным ору­жием всадника являлся качественно сделанный дальнобойный лук с комплектом стрел. Постоянно упоминаются арканы, которыми за­хватывали пленников. Но вот насколько широко использовались ко­пья, мечи,сабли, судить трудно.
Обычно гунны терзали врага, осыпая его на скаку стрелами, и за­вершали дело массированным ударом с рукопашной схваткой. В та­кую решающую атаку конница обычно шла клином, чтобы рассечь линию противника и рассеять вражеское войско на мелкие отряды. Когда сражение дробилось на множество мелких схваток, конные гунны получали неоспоримое преимущество.
В принципе, противостоять такой тактике состоящие преимуще­ственно из пехоты германские племена и римляне могли довольно эффективно. Достаточно было не вытягивать войска в линии, а стро­ить плотной массой. В конце концов, можно было просто укрываться от гуннов в хорошо защищенных крепостях, брать которые кочев­ники, в общем-то, не умели.
Складывается впечатление, что пресловутое нашествие гуннов стало для германцев лишь поводом, чтобы сдвинуться с насиженных мест и рвануть в богатые римские владения. Координация дей­ствий между конкретными племенами носила ситуативный харак­тер, но общий вектор движения определялся четко — на запад, туда, где можно разжиться плодами более богатой в плане материальной культуры цивилизации.
Вообще, происходящее в какой-то степени напоминало мигра­цию из ближневосточных и африканских стран в современную Ев­ропу, когда мигранты вроде бы заявляют о готовности работать на своей новой Родине, а на практике же предпочитают садиться на по­собия и создавать собственные национальные гетто.
Конечно, все вышесказанное не означает, что гунны были племе­нем безобидным.
Будучи кочевниками, они действительно вступали в конфликты с оседлыми германцами-земледельцами, однако не стремились за­хватить территории в постоянное владение, ограничиваясь грабежом и наложением временной дани.

И явился Бич Божий

Не представляя собой пока еще единого народа, в последней чет­верти IV века отдельные гуннские племена по примеру германцев начинают проникать на римские земли.
Но какие-либо сведения о том, что их продвижение вызыва­ло яростное сопротивление римлян, отсутствуют. Скорее наоборот, когда в 377 году римляне предприняли первые попытки выдворить вестготов, гунны оказали им помощь и, возможно, даже участвовали на их стороне в Адрианопольской битве.
В 406 году уже гунны, двигаясь вслед за прорвавшимися в Галлию вандалами и свевами, грабят римские владения. Однако, в отличие от тех же германцев, оседать на месте они не собирались и вернулись в ту часть Римской империи, которая представлялась им достаточ­но богатой, обширной и удобной именно для ведения кочевого об­раза жизни.
Речь идет о Паннонии (примерно территория современной Вен­грии), где возникло некое подобие ядра гуннского государства.
Ситуация изменилась в 440-х годах, когда у гуннов появился один вождь (король, царь) по имени Аттила, вошедший в историю как Бич Божий.
Первая его война с Византией свелась к рядовому набегу, а вот
от­носительно второй живший столетием позже описываемых событий историк Марцеллин Комит писал: «Аттила почти всю Европу стер в пыль».
На самом деле пострадали только Балканы, хотя пострадали се­рьезно. Впрочем, и в этот раз, набрав добычи, гунны удалились в свою Паннонию, выторговав у императора единовременную вы­плату двух тонн золота и еще около 700 килограммов ежегодно. Впрочем, от выплаты ежегодной дани византийцы отказались, как только убедились, что Аттила переключил свое внимание на Рим­скую империю.
Почувствовав себя «альфа-самцом», Атилла заявил о намерении жениться на сестре императора Валентиниана Юсте Гонории. Прин­цесса, кстати, действительно засиделась в девках и сама установила контакт с Аттилой, прислав ему свой перстень.
Для вождя гуннов это был удобный случай повысить свой статус на фоне других вождей варваров (преимущественно германцев).
Весной 451 года его орды вторглись на территории нынеш­них Южной Германии и Франции. Пали города Мец, Трир, Кельн, Реймс, Труа. Но гунны не смогли с ходу овладеть Орлеаном, и на по­мощь осажденным подошло войско, объединявшее римлян, вестго­тов, франков, бургундов и аланов.
Принять в качестве императора какого-то кривоногого кочевника были не готовы не только римляне, но и вожди варваров. Решающую битву на Каталаунских полях Аттила проиграл (451 год), но, видимо, не до такой степени, как это рисуют западные хронисты. Иначе не обрушился бы в следующем году на Италию и не набрал бы огром­ной добычи.
Согласно преданию, он собирался брать и сам Рим, но по дороге к Вечному городу встретился с папой римским Львом 1. Понтифик передал богатые дары и уговорил гуннов вернуться домой. По другой версии, походу гуннов поме­шала чума. По третьей - шаманы­ предсказали Аттиле, что он умрет после взятия Рима.
Скромность и осторож­ность, однако, Аттилу не спас­ли, и в 453 году он действитель­но умер. По легенде, спящего на брачном ложе гунна удуши­ла своими косами новая жена, бургундка Ильдико. Письмен­ные источники, правда, ничего подобного не сообщают, упоми­ная только о горловом кровоте­чении.
Гунны справили по вождю тризну и, по ле­генде, отведя воду с пе­регороженного участ­ка реки, похоронили, «заключив тело в три гроба — первый из зо­лота, второй из сере­бра, третий из крепко­го железа». Разумеется, в могилу положили несметные сокрови­ща, а реку пустили по- прежнему руслу. Рабов, готовивших могилу, перебили.
Почти сразу после кончины Бича Божьего гуннская империя рас­палась.

Вождь гуннов умело шантажировал всю Европу. А непокорных - убивал!
Вождь гуннов умело шантажировал всю Европу. А непокорных - убивал!

Несостоявшаяся империя

Его старший сын и наследник Эллак погиб в сражении с гепидами при Недао (454 год). Другой сын, Денгизик, ушел в Дакию и сло­жил голову в битве с византийцами (468 год). Третий сын — Эрнак закрепился в Закавказье. Ушедшая с ними часть гуннов вроде бы трансформировалась в кочевое племя утигуров, от которых, в свою очередь, пошли болгары — та их часть, которая, смешавшись с фра­кийскими славянами, создала Болгарское царство.
Вообще, название «гунны» в разных языковых вариациях и с раз­ными эпитетами использовали многие племена от Балкан до Кав­каза. В какой-то степени их потомками были и пришедшие в Евро­пу в ІХ-Х веках угры, а поскольку поселились они в Паннонии, то, уже превратившись в венгров, чаще всего именно они себя с гуннами и ассоциируют.
Однако генезис народов - дело весьма запутанное. С не мень­шим успехом гуннов можно увязать с условными протославяна­ми (предками славян). Будучи язычниками, соплеменники Аттилы поклонялись главному божеству Тенгри-хану, но многие их ритуа­лы пересекаются со славянскими - например, обычай справлять по покойникам тризны. Византийские и римские авторы часто называ­ли гуннов «царскими скифами», притом, что роль скифов в становлении славянства является бесспорной. Да и военные союзы гунны чаще всего заключали с очевидными протославянами - антами.
Даже столицу Аттилы Приск Панийский описывал как подо­бие славянского поселения с защищавшей его деревянной оградой. «Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой, а другие - из тесаных и выскобленных до прямизны бревен, вставленных в деревян­ные круги...» Особо отмечалось наличие деревянных зданий для омо­вений, практически аналогичных традиционным русским баням.
Интересно еще одно замечание жившего уже в VI веке византий­ского автора Прокопия Кесарийского. Описывая славян и антов, он резюмирует: «...по существу они не плохие люди и совсем не злоб­ные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».
Во всяком случае, за что славяне гуннам могли бы сказать «спа­сибо», так это за то, что благодаря этим кочевникам германцы в Вос­точной Европе не задержались.
Воинственные готы и вандалы ушли дальше на запад, добивать империю, грабить Рим, создавать новые королевства и придумывать «черную гуннскую легенду».

Технически римские легионы могли противостоять натиску гуннов, но иногда боевой дух им изменял
Технически римские легионы могли противостоять натиску гуннов, но иногда боевой дух им изменял

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!