Сегодня пересматривала летние фото, и поняла, что давно ничего не писала о бабушкиных байках или деревенских историях. Первых не так то много, вторые остались в детстве.
Когда писала о вещах из старого комода, то это фото не показала. Решила, что оно достойно отдельной, пусть и коротенькой статейки. Смотрю -и есть, что вспомнить! И не только мне. Муж, наверное, вспоминает даже чаще, потому что его деревенское детство командировкой родителей не прерывалось и в нем было, как минимум, на три лета больше.
Плюс персонаж жил этот рядышком, через пустой проулок (сейчас там дом) и ходил к нашему общему колодцу. Тогда своих колодцев ни у кого не было даже в помине.
Откуда взялось это семейство в деревне, я, признаться, так и не разобралась.
Ясно что из приезжих, а не испокон веков тут жили. Но нам, детям, казалось, что все, кто старше нас - были тут всегда.
Фамилия у них была созвучная слову "Хан". А в деревне оно ж как, сразу прозвище дают. Вот и дали ему именно такое - Хан. Внешне на хана он не тянул однозначно.
Пили в доме все, разве, что кроме хозяйки. Она была маленькая, хилая, щуплая, хворая чахоткой. Помню бабушки смотрели наши на нее и говорили "Ой, совсем плоха, помрет скоро"....
Но это был тот самый случай, когда ветка гнулась, но не ломалась. И Клава всех бабушек этих пережила. Детей у доме было много, я в них, признаться путалась. Были работяги, были тунеядцы, были совсем не далекого ума персонажи. Так что не удивительно, что именно выходцы из этого семейства спалили дом моей бабушки. Эту историю я уже рассказывала.
И ничего им не было, потому что, что с таких возьмешь, да и никто бы не подтвердил, боялись все.
Но это, правда, другая история.
Сам Дядя Вася в детстве казался нам персонажем безобидным, но до невозможности странным.
Мы так и не смогли найти ответа на вопрос, зачем к колодцу ходить с кучей пустых ведер, а потом их оттуда по одному-два до дома относить.
Колодец у нас перед окнами, так что эту картину наблюдал муж ежедневно. Вот и фото сделал.
Очень это его впечатлило. Зачем? Все равно же ты потом идешь обратно к колодцу.
Но Дядя Вася....имел свою теорию и ее обоснование.
Мужа так интриговал этот персонаж, что он умудрялся рассказывать о нем даже тем, кто про него не знал, не ведал.
Как-то летом поехали они с мамой в пансионат. У подруги мамы была дочка. Лет по 12, наверное, тогда им было. Или она на год постарше. Не важно. Важно, что писала стихи и повещала их мужу (лето, отдых, романтика), ну и всему, что ему интересно.
Таким образом родился опус про Дяду Васю.
Про семь ведер в нем обязательно было. А еще была строчка: "В магазине в том в продаже, был соленый огурец. Он схватил огурчик смело, и сказал "Взял, продавец!".
Никогда а нашем деревенском магазине соленые огурцы не продавали, все сами солили, но видно засолка и персоналии слились в некий общий сюжет. А еще Вася бы ни за что огурцы не купил, скорее бы выпросил... у кого.
Я никогда не думала, что эта давняя чужая поэзия будет портить мне жизнь по сей день.
Теперь каждый раз, когда на стол подаю соленые огурцы, муж цитируют одну из двух строчек про них. Одна про учителя, который должен закусывать огурчиком из фильма, другую вот эту самую про смелого Дядю Васю.
Но как тут его забудешь?
Меня аж трясти начинает, хоть огурцы не подавай. Есть у него дурная привычка повторять какие-то цитаты каждый раз при случае. Иногда уже заранее говорю "Если сейчас начнешь, засуну тебе этот огурец куда-нибудь". Еще, бывает, наливая рюмочку вспомнит Есенина и его собаку женского пола, которая "пей, со мной", но огурцы едим чаще:), чем пьем:)
На фото герой истории относительно молод. В старости человек стал еще чудоковатее, как внешне, так и вообще. Детей точно можно было бы пугать.
Да что детей. Я заикой пару раз чуть не осталась.
Спали мы летом в пристройке. Окна в ней были низкие. Ох уж эти окна. Помню как сбежала на ночное свидание как-то в то окошко! Мы только на лавочке сидели и звезды считали, пока не замерзли, а бабушка и мамы развели из этого вселенскую трагедию.
Так вот представьте себе картину. Раннее утро, рассвет. Вы открываете глаза, чтобы понять, сколько примерно времени и закрыть их снова, потому как только-только светает, совсем рано еще даже для жаворонка...
И вдруг в этом переходном освещении от ночи к утру в окне, во все окошко Вы видите лицо. Косматое и бородатое. Прямо перед собственным лицом! Не было у нас там шторки.
Если не знать кто это, можно постель намочить. Вот была у Василия такая привычка, прийти во двор, пока еще все спят и ждать, пока проснутся, а то по окнам заглядывать. Встанет и смотрит. Фильм ужасов!
Душа в пятки. Бабушка сердилась ужасно, гоняла его каждый раз. Она бойкая была. Мол, чего приперся, днем приходи, не пужай людей.
Но он все равно приходил тогда, когда ему вздумается. И тырил еще чего-нибудь. Эту его привычку все деревня знала. Бабушка мужа, если Вася пришел, ни на шаг не отходила, глаз не спускала. Заговорит, заговорит, потом раз, только что эмалированная кружка была на столе, а теперь ее уже нет. Ушла вместе с Василием...
Моя бабушка все с улицы в дом заносила, что может Хану сгодится на ночь....Надо не надо, сопрет...
А что приходил? Да папиросы клянчить, да и вообще, что дадут. Не отчего не отказывался. Мог слезливую историю сочинить, почему ему ты что-то должен.
Вот прямо как в "Любовь и голуби" про "инфарк микарда", только не так талантливо, примитивнее. Но когда этот шедевральный эпизод вижу, нет нет, да Хана вспомню....
Вот почему так бывает? Кого-то, с кем пересекаемся по жизни, имеем даже весьма тесные отношения, мы достаточно быстро забываем. А какие-то персонажи помнятся. Потому что они неординарные? Да что на ординарного в алкашах и дебоширах?
Только то, что я по сей день так и не разобралась, кто там в семье кем приходился. Было ощущение что вступали в отношения там все друг с другом. Сам Малахов бы не разобрался, что к чему.
Сейчас потомков почти не осталось....И дома нет. Он сгорел. Так что бумеранг каким-то образом вернулся.
В этом году участок купили. Построили там симпатичный домишко. Долго не покупали, недорого, похоже, совсем ушел....
А по деревне все равно место зовется по старым хозяевам. И мы привыкли. Нет, нет, да скажу свекрови "У хана новый забор начали строить". Услышь это новые хозяева, ничего не поймут...., даже не догадаются, что это про них...
А вот нашу "кличку" уже по деревне не помнит никто. Ушло поколение.
Забавно вышло, что людей с обычной, популярной русской фамилией Ивановы по деревне знали исключительно как Чухонцевых или Чухонцев.
Но на то она и деревня....
На самом деле предок чухонские крови имел, попал в нашу деревню, невесту нашел. Все просто.... Свекровь в раздражении на мою очередную с ее точки зрения "выходку", может вспомнить приют убогого чухонца, намекая, мол, что все они такие... убогие..., с ехидцей еще такой сказать...с упором на "убогий". Много во всех разного "намешено", от голубых кровей до самых народных...
Лежит в старом комоде в ящике стола эта фотография. Можно, конечно потомкам отдать, у них, наверное нет. Можно порвать. К чему она? Но посмотрела, вспомнила и обратно убрала.
Мало что-то ведер на снимке. Число могло доходить до семи....
Справа это уже наш заборчик, качели, точнее мужа заборчик, моим этот дом тогда еще не был. Качались и наблюдали, как Дядя Вася воду таскает.
Бабушка вроде говорила, что моложе он буйный был. Я как-то этого не запомнила.
А лицо в окне - на всю жизнь! Есть ли у вас какие-то люди, совершенно чужие и даже случайные, кто запомнился почему-то?
С Уважением КВАм!