... потому что я не живу так долго. Но я буду твоим другом всю свою жизнь.
В жизни каждого волонтёра очень много животных, и рано или поздно они уходят. К этому невозможно привыкнуть, но к этому нужно быть готовым.
Потеряв первого кота, я не знала, что делать.
Я знала, как в таких случаях поступают в деревнях, но я живу в городе, да и зимой с лопатой наперевес в лес не прогуляешься, а если летом таки выкопаешь ямку, штраф за нарушение порядка захоронения животных платить не хочется (для граждан - 4000-5000 руб.). Да, с этим я тоже сталкивалась.
Те, кто терял питомца, понимают, что в такие моменты тебе ни до чего. Слёзы катятся градом, плачешь навзрыд, душу словно выворачивает наизнанку. Ты теряешь не человека, но всё равно члена семьи, и боль такой потери накрывает с головой.
А ведь надо принимать решения: что делать с животным дальше, куда нести и где похоронить того, кого ещё вчера ты всей душой обнимал. А может просто оставить в холодильнике ветклиники? В момент потери все эти вопросы кажутся настолько неуместными, что об этом не хочется и думать, но ответить на них нужно. Хотя бы ради тех, кто подарил нам столько любви.
Так я впервые узнала, что существуют крематории для животных.
Это было давно. На тот момент "Феникс" находился в г. Королёв Московской области. Я не была готова читать, выбирать, сравнивать - я открыла первую попавшуюся ссылку, позвонила, посмотрела адрес и поехала. Цену разве что уточнила.
Я не была готова прощаться. Никто не готов. Даже если у питомца была долгая и счастливая жизнь и жалеть не о чем. Даже если животное долго болело и смерть стала облегчением. Даже если головой ты понимаешь, что таков закон природы. Подготовиться невозможно.
Спасибо огромное Антону, который отнёсся к ситуации со всем пониманием. Никаких неуместных фраз, никаких лишних вопросов, никакого навязывания различных услуг - только поддержка. Не коммерция, не желание нажиться, а простое человеческое отношение.
Более того, оказалось, что у крематория жили котята, которым Антон сам закупал корм, о которых заботился, которых сам помог мне поймать. Но это совсем другая история...
Прошло несколько лет - у меня умерла собака. Неожиданно ранним утром у девочки просто остановилось сердце. Это тяжело. Буквально пару часов назад она бегала на прогулке, а теперь лежит бездыханная, и ничто на свете её не вернёт.
Ловлю момент, когда начинаю более-менее ровно дышать, и звоню в "Феникс" - они не работают, в процессе переезда.
В тот момент меня это добило, и слёзы снова полились градом.
Нашла другой крематорий. Пусть заведение на выезде из города, пусть дорого (весьма), но я не могла оставить свою собаку в холодильнике ветеринарной клиники. Договорилась, привезла, положили в печь.
Место ожидания - старенький вагончик с засаленным диваном. Наливать себе воды не стала, да и ждать там тоже не хотелось - уехала за урной в соседний город. Звонок: "У нас сломалась печь, приезжайте, чтобы перегрузить тело". Господи... Разворачиваюсь. На выезде пробка. Второй звонок, голос в трубке крайне недовольный: "Ну вы где? У нас вообще-то скоро следующая кремация!". Приехала. Опалённая шёрстка, подгоревшие лапы, безжизненно свисающий язык. Её выволокли из одной печи и перетащили в другую. Вспоминая это, я и сейчас плачу. Да, так сложились обстоятельства, но больше я туда не ездила.
Прошло пару месяцев - после болезни ушёл ещё один пёс, сердце не выдержало, устал бороться.
В надежде вновь звоню в "Феникс" - работают!! Да, теперь они куда дальше, но в такие моменты для меня важна не дорога, а отношение.
Приехала. Ларса аккуратно выгрузили, взвесили и бережно положили в печь. Дали время попрощаться. Я не готова была сразу уехать, чтобы после вернуться за пеплом, и Антон проводил меня в комнату ожидания.
Он не был готов к тому, что я захочу сделать фото. На полу были следы предыдущих посетителей, диван чуть сбился, пачка салфеток не была полной. Это была живая комната. Комната, где было пролито много слёз, и где было создано всё, чтобы в такой тяжелый момент тому, кто и так потерял друга, было спокойно и не пришлось беспокоиться о мелочах: тут был вайфай, была зарядка для телефона, был чай и кофе, стоял кулер, тут был чистый санузел и даже стол для тех, кому в такой день нужно работать.
Это не рекламный пост, а искренняя попытка показать, что прощание с теми, кто провёл с нами целую жизнь, может быть лучше.
В тяжёлые моменты человеку нужен человек. Не хамство, не желание заработать на чужом горе, не равнодушие, не безразличие, а человечность. И в этом крематории ей есть место.
Я искренне желаю "Фениксу" развития. Антон выбрал тяжелое занятие, пошел по стопам отца, и я уверена, что он бы гордился сыном.
Терять своего питомца очень тяжело, но когда-нибудь через это пройдёт каждый, у кого дома есть маленький друг, и я очень надеюсь, что этот пост поможет вам, когда такое произойдёт. И может быть вы обратитесь не в "Феникс", но будете знать, что такие крематории существуют.