Ислам возник в 7 веке н.э. В то время ранние мусульмане взаимодействовали с различными формами библейской литературы, как канонической, так и неканонической. Сам Коран содержит ссылки на такую литературу (например, Евангелие детства от Фомы). Однако со временем отношение мусульман к Библии менялось.
Почему мусульмане опирались на Библию?
Во-первых, ислам, по мнению ранних мусульман, должен был вытеснить иудаизм и христианство. Поэтому мусульмане использовали Библию как подтверждение коранического текста.
Они даже придумали градацию божественного откровения: евреям Аллах прислал Таурат (Тору), христианам прислал Инджиль (Евангелие), а арабам - Коран. Со временем мусульмане выдвинули идею, что Коран является самым чистым и неискаженным откровением. Таурат и Инджиль исказили иудеи и христиане, поэтому Аллах прислал последнее, полноценное и завершенное откровение арабам, чтобы они распространили "истину" по всему миру. Однако границы искажения мусульманские теологи понимали по-разному.
Во-вторых, мусульмане использовали Библию как источник пророчества о Мухаммеде. Они обнаруживают там слова о неком "утешителе", который, по мнению мусульман, является их пророком.
Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл? (Коран 2:75)
Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. (Коран 5:13)
Обычно критикуют иудеев за искажение изначального откровения Аллаха. Но параллельно с этим в Коране есть стихи, указывающие, что иудеи и христиане не являются неверными:
Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных... которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. (Коран 2:2,4)
Хадисы о Библии
Коран - главный священный источник мусульман. Вторым ключевым источником являются хадисы. Они включает в себя тысячи сообщений о жизни, действиях и словах пророка Мухаммеда. Сколько из этих сообщений на самом деле относятся к Мухаммеду? Спорный вопрос. Однако хадисы отражают мышление мусульманской общины первых двух столетий. У мусульман-суннитов и шиитов есть свои собственные почитаемые сборники хадисов, и в обоих сборниках можно обнаружить как позитивное, так и негативное отношение к Библии.
Критика библейской литературы происходит в общих чертах, например, в известном сообщении о том, как Мухаммад застал будущего халифа Умара за чтением Торы. Мухаммед рассердился, его лицо покраснело, для него чтение Торы Умаром было чем-то неправильным. В то же время шиитских хадисах есть пример, как халиф Али приносит клятву на Торе перед иудеями.
Причиной лояльного отношения мусульман к Евангелию и Торе может быть то, что многие из них перешли в ислам из иудаизма и христианства. Они не видели принципиальных отличий между священными текстами, сохраняли веру в священность иудейских и христианских писаний. К тому же в самом Коране поддерживается позитивное отношение к Евангелию и Торе.
Мухаммед в Библии
Мусульмане часто использовали Библию как пророческий текст в пользу Мухаммеда. Чаще всего они использовали стихи из 18 главы Второзакония и стихи о "параклете" из Евангелия от Иоанна.
Во Второзаконии говорится о том, что Бог воздвигнет пророка, подобного Моисею, из числа братьев израильтян.
Из твоей среды, из твоих же братьев Господь, твой Бог, поставит тебе Пророка подобного мне. Ты должен слушать Его... Я пошлю им Пророка, как тебя, из их братьев. (Второзаконие 18:15,18)
Мусульманские авторы восприняли это как пророчество о Мухаммеде, утверждая, что ссылка на братьев указывает на измаильтян, а не на самих израильтян. Мусульмане верят, что они являются потомками Измаила, первенца пророка Авраама.
Стихи про "утешителя" (параклета) (Иоанна 14:16, 26; 15:26; 16:7) иногда интерпретируются как пророчество Иисуса о пришествии Мухаммеда.
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... (Иоанна 14:16). Также про Утешителя говорится в 14:26, 15:26 и 16:7. Христиане под Утешителем понимают Святой дух.
Для мусульман строки об Утешителе являются исполнением строк из Корана 61:6, где Иисус заявляет, что он пришел "сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад". Ахмад является вариацией имени Мухаммед.
Таким образом, мусульмане использовали удобные для них места в Библии, обозначая их в тексте Корана.
О масштабе критики мусульманами текстов Библии также свидетельствует тот факт, что многие христиане полемизировали с ними. Для примера можно вспомнить Аммара аль-Басри и Иоанна Дамаскина, которые в свое время серьезно прошлись по исламскому вероучению.
Смена парадигмы
В 11 веке наступает новый период отношений мусульман с Библией. Исламский богослов Абд аль-Джаббар, живший в 10-11 веках, популяризировал идею, что именно апостол Павел виновен в искажении Нового Завета.
Исламский теолог Ибн Хазм, живший в то же время, но уже на территории Испании, открыто презирал библейский текст. Он считал, что Евангелия написаны "самыми лживыми и нечестивыми людьми". Он обнаружил, что Ветхий Завет изобилует фактическими ошибками и несоответствиями. Также Хазм акцентировал внимание на то, что в Библии многие пророки и божьи люди ведут себя весьма скверно, в отличие от коранических аналогов. Например, в Коране нет сюжета о прелюбодеянии Давида и Вирсавии.
Сегодня взгляд мусульман на Библию сохраняет обе традиции: с одной стороны Библия несет в себе богодухновенное начало, но при этом содержит множество искажений.
Литература: Martin Whittingham. A History of Muslim Views of the Bible. 2020.