Итак, наш цикл о первой заокеанской войне США добрался до ожидавшегося с самого начала "Пресли, но не Элвиса". Мы наконец-то разберёмся, кто и при каких обстоятельствах впервые поднял флаг США на чужой земле во время войны. Дело было почти через год после событий предыдущего поста: в битве при Дерне весной 1805 года. Как вы уже знаете, решительная атака американцев на Триполи ранее не удалась, но война с африканскими пиратами продолжалась.
К тому времени американцы разработали план по поддержке альтернативного правителя Триполи — Хамета Караманли, брата того самого Юсуфа, который неосторожно объявил США войну. Хамет скрывался от буйного братца в Египте, где его и навестила небольшая эскадра США под командованием Уильяма Итона, бывшего консула в Тунисе. Хамет то ли совсем отчаялся по жизни, то ли куда лучше Юсуфа представлял силу американцев — но так или иначе, предложение получить власть в обмен на лояльность США охотно принял.
Однако мало сказать, нужно ещё делать. В распоряжении Итона были очень небольшие силы: шлюп USS Hornet, бриг USS Argus и шхуна USS Nautilus, а также их экипаж и аж целых 7 (семь) морских пехотинцев под началом старшего лейтенанта Пресли О'Бэннона. Лейтенант был ровесником независимости США (так что ему ещё и 30 не стукнуло), происходил из семьи со славными военными традициями, а в морской пехоте служил с января 1801 — однако пока ещё ничто не предвещало, что он станет национальным героем США.
Итон набрал от 400 до 500 наёмников, однако контингент был такой себе. Во-первых, состоял он примерно поровну из арабов и греков, которые друг друга не очень-то любили по понятным причинам. Во-вторых, ограниченность ресурсов (еды не хватало) сильно била по дисциплине, из-за чего Пресли О'Бэннону и его парням даже приходилось угрожать союзничкам оружием. Требовалось как можно скорее организовать какой-то форпост на берегу, и выбор пал на ливийский город Дерна.
26 апреля Итон отправил письмо Мустафе Бею, правителю Дерны, с просьбой пустить его в город и предоставить пищу. Мустафа, обладавший 8 пушками береговой батареи и некоторым количеством войск, ответил в духе "Приди и возьми!". Делать нечего: после обеда следующего дня американцы пошли.
Корабли открыли огонь по береговым укреплениям. Под этим прикрытием Итон задумал атаковать Дерну с двух сторон. Хамет Караманли вместе с наёмниками-мусульманами должен был блокировать город со стороны дороги на Триполи, после чего перейти в наступление на дворец Мустафы, который охраняли слабо. О'Бэннон вместе с 7 морпехами и 50 греками атаковал крепость в гавани.
Первоначально морпехов и греков остановили, однако ливийцам пришлось для этого оттянуть силы, что позволило Хамету с арабами войти в город. Итон лично возглавил новую атаку на форт, боясь за боевой дух греков: при этом он был тяжело ранен, но О'Бэннон успешно довёл штурм до конца. Над фортом подняли флаг США, пушки ливийцев развернули против них. Бежавшие с укреплений бойцы Мустафы наткнулись на арабских наёмников, которые к тому времени заняли дворец.
На взятие Дерны ушло чуть больше часа.
Юсуф Караманли, пребывавший в Триполи, вплоть до 13 мая пытался отбить город. Его бойцам даже удалось выбить Хамета вместе с арабами из дворца, где претендент на правление Триполи поселился — но огонь американцев с моря и из крепости решил дело не в пользу Юсуфа. Теперь в руках военных из США был и порт возле Триполи, и готовая смена Юсуфу на ливийском троне.
Войне оставалось идти всего ничего (об этом в следующем посте). Что до Пресли О'Бэннона, то благодаря нему гимн КМП США и начинается со слов: from the Halls of Montezuma to the shores of Tripoli... Пресли служил до 1807, затем вернулся в США — где стал сенатором штата Кентукки, выгодно женился и спокойно дожил до 74 лет. В его честь названо аж три американских эсминца — один из которых, говорят, заходил в 90-е в Североморск.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат