Найти тему
Максим Бутин

1264. НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ ПРОФЕССОРА С. В. САВЕЛЬЕВА...

1. Неоднократно приходилось слышать в выступлениях профессора Сергея Вячеславовича Савельева, что он де человек грубый, имеет дело с мозгом, реальной наукой, которой посвящены его исследования, его исследования, а вся та чушь, которую произносят философы, психологи, историки и прочие гуманитарии, его не касается, ему неинтересна, ибо он-то отлично понимает, какие биологические механизмы лежат в основе такого поведения всей этой малопочтенной публики, и ему, профессору-естественнику, довольно этого понимания.

Очевидна контроверза биолога и прежде всего психологов, ибо в первую голову с ними С. В. Савельеву приходится регулярно переругиваться, именно они дальше разделения на полушария ничего в головном мозге человека не знают.

Я не слышал, чтобы кто-то из философов, кроме меня, критиковал С. В. Савельева, однако и я не собираюсь быть к С. В. Савельеву беспристрастным, хотя и постараюсь быть в отношении него максимально объективным.

2. Хотя речи С. В. Савельева как-то связаны с его мозгом, ни он сам, ни другое равномощное светило науки не смогут пролить свет на то, как поносные речи С. В. Савельева о гуманитариях связаны со специфической работой его учёного, исполненного глубокомыслием, мозга. Он может количественно вполне определённо утверждать, что в связях, образуемых нервными клетками, участвуют 18 или 24 медиатора и как раз ими ощущения, восприятия, мысли кодируются. Пока код не разгадан, пока своеобразное построе­ние медиаторов на границе связи отростков нервных клеток не может быть однозначно интерпретировано как ощущение вот этого красного или вот эта часть вот этого текста, нейроны и медиаторы остаются предметом изучения, а не конечных в познавательном процессе (1) декодирования и (2) интерпретации.

Мне поэтому не только по невежеству в науке биологии не приходится браться за такое дело декодирования и интерпретации, но это дело покамест безнадёжно безуспешно и для самых просвещённых биологов. Но даже если бы я или кто другой были бы вполне посвящены в тайны работы мозга С. В. Савельева, что бы мы могли с уверенностью констатировать касательно высказывания С. В. Савельева о психологах и других гуманитариях? Высказываясь так определённо о гуманитариях вообще и психологах в особенности, С. В. Савельев может (1) сознательно врать о них, (2) невольно о них заблуждаться или (3) говорить искреннюю правду. Но ведь это касается только самого С. В. Савельева, истинной или лживой работы его мышления при помощи его мозга. К самим гуманитариям сие может не иметь совершенно никакого отношения. Для того, чтобы выяснить из слов С. В. Савельева о гуманитариях что-то не о самом С. В. Савельеве, а именно о самих гуманитариях, придётся соотносить его суждение с посторонним, внешним его мозгу предметом — с самими гуманитариями. А для этого нам не потребуется знания тайн функционирования мозгов почтенного профессора.

3. Допустим, С. В. Савельев или кто другой заявляют, что гуманитарии и особенно психологи несут чушь в своих речах, никакого отношения к реальности их речи не имеют и они лишь «заговаривают» клиента, чтобы срубить с него немного денег для заполнения ими своего кармана, оголить от этих листков его могучий или не очень ствол. Иначе говоря, гуманитарии обвиняются в своекорыстном шарлатанстве.

Казалось бы, предельно жёсткая, отвергающая само разумное существование гуманитариев, позиция учёного-естественника. Что, однако, есть общего у С. В. Савельева с поносимыми им гуманитариями? То, что и они и он заявляют, развивают и отстаивают свои позиции в речи. Все они пользуются языком, пускают в ход его слова, сообразуются с его грамматикой или пакостно нарушают её... И вот речь одного биолога, оказывается, несёт истину обо всех гуманитариях, а все речи гуманитариев по любым затрагиваемым ими предметам оказываются чушью и заблуждением.

Как такое возможно с одними и теми же словами одного и того же языка?

Как прежде было отвергнуто своеобразие работы мозга говорящего человека в качестве предметной истины речи, так сейчас придётся отвергнуть индивидуальное своеобразие говорения или почерка письма в качестве источника истины предмета речи, то есть истины гуманитариев, выведенных в этой речи чёрными чернилами по белой бумаге на чистую воду. Действительно, если бы интонация, тембр, темп, ритм, прорывающаяся в речь одышка профессора были бы источником истины о гуманитариях и не только, то вещатель истины был бы один — московский оракул в лице профессорской пифии С. В. Савельева.

Истина или ложь предмета должны входить в слова, его оценивающие, из самого предмета. Лживый предмет поистине должен вложить ложь в слова о себе. Истинный предмет должен не по лжи вложить истину в слова о себе.

4. Уже то, что С. В. Савельев с уверенностью говорит о гуманитариях, свидетельствует о многом.

(1) Если суждения профессора биологии о гуманитариях предметно истинны, то есть гуманитарии действительно лгут или несут несусветную чушь в своих заблуждениях, тогда имеется по меньшей мере два вида речей (1.1.) вмещающих и (1.2.) не вмещающих в себя предметную истину речи. Возможны и промежуточные варианты речей: (1.3.) более вмещающих и (1.4.) менее вмещающих предметную истину, истину предмета речи, денотата речи.

(2) Если суждения профессора биологии о гуманитариях предметно ложны или свидетельствуют о заблуждениях говорящего, тогда лгут ли и несут ли несусветную чушь в своих заблуждениях гуманитарии, остаётся вопросом открытым. Ибо возможно, напротив, гуманитарии говорят по делу и раскрывают истину предметов, которыми они заняты, но профессор С. В. Савельев ничего такого о них не сообщает.

5. На каком основании профессор С. В. Савельев решил, что говоримое им о гуманитариях есть истина? Из того, что их поведение и содержание их речей подпадает действию биологических законов и может быть интерпретировано как реализация этих законов в поведении некоторых живых существ? Так в них и законы химии действуют. И законы механики. (Что если бы ты учился не на биолога, а на химика или слесаря?) Вообще, рождение, жизнь и смерть этих существ мыслимы как движение атомов, описываемое механикой сэра Исаака Ньютона. И что с того? Будем пытаться понять мотивы поведения людей, исходя из начальных заданных координат в пространстве, массы тела, скорости его движения?

И на каком основании профессор С. В. Савельев не отказывает себе и своим речам в истине, которые (профессор и его речь) вполне могут быть аналогично интерпретированы согласно с биологическими законами? Его истина — такое же личное заблуждение или ложь, каковыми ложью и заблуждением он награждает гуманитариев. Тогда все биологичны. А все речи — только продолжение биологического начала особей. Тогда предметная истина выражаема этими особями только в случае адекватной реакции кишечников особей на предмет, только в случае благорастворения предмета в их животах.

Поскольку же мы склонны допускать в речь предметную истину, то есть допускать, что истинное объективное познание возможно и может быть выражено в речи, сие познание неизбежно абиологично и трансиндивидуально. Ины­ми словами, чтобы высказать о гуманитариях или даже о животных более беспозвоночных пару тривиальных истин, нашему биологу придётся перестать быть биологом биологичным, стать биологом социальным и гуманитарным.

6. Следующим значимым вопросом будет у нас вопрос истинного или ложного отражения предмета в речи. Благородного оленя ни шерстью, ни рогами нет в словах «благородный олень». Нет оленя ни в интонации, ни в характерологических особенностях почерка профессора С. В. Савельева. Как же этот олень с рогами и шкурой попадает в словосочетание «благородный олень»? Через идею благородного оленя. В идее благородного оленя обобщены всякие проявления всяких благородных оленей. Идея благородного оленя — полнота бытия благородного оленя. Если без фанатизма обращаться с идеей благородного оленя и грамотно применять её к отдельной особи благородного оле­ня, каковая особь неизбежно есть неполнота бытия благородного оленя, иными словами есть идея плюс (или минус) некоторое специфическое ничто, — то предметная истина этого благородного оленя может быть установлена.

7. Работа познающего мышления учёного неизбежно требует сверхпредметности, сверхиндивидуальности, обращения к идеям. А значит всё то, что наш профессор так презрительно третировал, совершенно необходимо нужно ему даже в самом третировании, сколько бы он ни отказывался сознавать свою нужду.

Такая позиция, — что вижу, то и пою, и верю, что не фальшивлю, — в философии называется наивным реализмом. Профессор С. В. Савельев — очень, очень наивный реалист. Ну, биолог, человек грубый, в клеенчатом фартуке и ланцетом за голенищем... Что-то вроде Тита Левиафанского, дослужившегося до профессорского звания. Что ж, бывают и такие!

2017.05.03.