Хорошо если оратор выглядит уверенно, об этом мы говорили в статье «Техника «Шкаф». Оратор формирует хорошее впечатление о себе. Это воспитание уверенности по каналу КАЗАТЬСЯ. Для оратора важно уметь пользоваться этим инструментом, иначе: оратор должен всегда уметь хотя бы казаться уверенным.
А как же воспитывать в себе уверенность по каналу БЫТЬ? Как же научиться БЫТЬ уверенным?
Я вам предлагаю сыграть роль. Роль вам уже знакомую, кому-то очень привычную, для кого-то очень любимую. Эта роль называется «Добрый и гостеприимный хозяин».
Давайте вспомним, как эта роль играется нами в жизни.
У вас праздник. Вы принимаете гостей. Вы хозяин дома.
Вы назначаете время прихода гостей.
Вы готовите дом к приёму.
Вы накрываете стол, готовите угощения, продумываете развлекательную программу.
Вы встречаете, предлагаете тапочки или предупреждаете, чтобы гости взяли сменную обувь с собой.
Вы рассаживаете всех за столом, следите за всем.
Вы разговариваете с полицией или разгневанными соседями.
Вы получаете подарки.
Вы провожаете гостей.
Вы даже можете кому-то позволить задержаться.
Вы, вы, вы…. Сто раз вы.
Думаю, вы уже всё это вспомнили. А главное почувствовали. Мне очень важно, чтобы вы почувствовали это. Почувствовали, что вы - ХОЗЯИН. Но очень важно, чтобы хозяин был добрым и гостеприимным. Потому что к такому хозяину хочется возвращаться снова и снова. Хозяином быть и приятно и хлопотно.
А теперь эту роль перенесём на публичные выступления.
Делайте всё на сцене так, как будто вы хозяин всего происходящего (но не забывайте про добро и гостеприимство). Заботьтесь об аудитории, но давайте понять, что всё под вашим контролем, всё вами предусмотрено, вы со всем разберётесь.
Вы пригласили аудиторию. Даже если аудитория пригласила вас, то вы решили - выступать перед ней или нет.
Вы решаете, сколько будет длиться ваше выступление.
Вы решаете, будете пользоваться вспомогательными средствами (проектор, маркерная доска, раздаточные материалы) или не будете.
Вы решаете, будет вопросно-ответная часть или нет.
Вы решаете различные скользкие и сложные ситуации во время выступления.
Даже если всё определено до вас, вы решаете выступать или не выступать.
Вы, вы, вы…. Опять сто раз вы.
Хозяин может и поторапливаться, но никогда не суетится.
Хозяин решает проблемы, а не уходит от них.
Хозяин несёт бремя ответственности, но и получает дары от гостей.
Хозяин всегда поступает по принципу «для того чтобы», а не «потому что».
Хозяин – это всегда причина, а не следствие.
Вспоминайте, когда и где вы чувствовали или чувствуете себя хозяином. Точно так же надо вести себя на сцене. Но помните, личность – это тот, кто понимает, что рядом с ним тоже личность. Поэтому ваш ХОЗЯИН должен быть добрым и гостеприимным.
Дорогу осилит идущий. Настойчивости вам, друзья, на пути к своей вершине!
(с) Оратор-До/Владимир Брик, июнь 2016