Найти тему
Елена Тарасенко

90 лет Музею истории религии

15 ноября 1932 года первые посетители вошли в новый музей, созданный в Казанском соборе. Указ о создании музея был подписан в 1931 году, но музей считает основание со дня, когда посетители вошли в музей.

15 ноября 2022 года в 17:00 Музей открыл выставку «Начало. К 90-летию Музея истории религии», которая рассказывает о начальном периоде истории музея: 1932 – 1941 годах.

Отпраздновать 90-летие в музее решили акцией дня открытых дверей: с 13 до 21 часа музей можно было посетить без оплаты, взяв бесплатный билет в кассе музея.

Выставку "Начало..." открыли в выставочном зале 1-го этажа, где только временные выставки бывают. На открытие пригласили гостей, в том числе курсантов военного училища, для которых провели специальную экскурсию. Я застала её окончание. Об экспозиции читала в присланном несколько дней назад релизе.

Выставка, на которой представлено более ста экспонатов, состоит из трех больших разделов. Посетители увидят экспонаты и фотографии первых экспозиций и выставок, афиши 1930-х годов, пригласительный билет на торжественное открытие музея, архивные документы. О музее и выставке в заключительной части торжественного открытия рассказала куратор - заместитель директора музея по науке Терюкова Екатерина Александровна, подробно и тепло представленная директором музея Любовью Александровной Мусиенко

Первый раздел представляет предметы знаменитой Антирелигиозной выставки, открытой в Зимнем дворце с апреля 1930 г. и ставшие основой коллекции Музея истории религии. Можно отметить резное распятие конца XVII в., сатирическую статуэтку «Монах с ношей», ставшую символом Антирелигиозной выставки, фигурки духов-покровителей и склеп «мунди-вакчи» для хранения пепла умершего (Сахалин, XIX в.) из Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры).

Экспонаты выставки в горизонтальной витрине
Экспонаты выставки в горизонтальной витрине

Одну из упомянутых Екатериной Александровной реликвий - Эбстофорскую карту мира, купленную у Хармса, сфотографировала

Эбстофорская карта мира
Эбстофорская карта мира

В 1930-е годы экспонаты поступали в фонды Музея из самых разных источников: собирательских экспедиций, закрытых храмов, других музеев. Об этом рассказывает второй раздел выставки, где представлены такие раритеты как итальянский образ XV в. «Св. Георгий», поступивший из Эрмитажа, алебастровый рельеф «Коронование терниями» XVI в. из Русского музея, исламские миниатюры «Петербургская муракка» начала XVII в. из Института востоковедения АН СССР, полотно Т. А. Неффа « Богоматерь с младенцем» из Мальтийской капеллы. Многие предметы были созданы на заказ или получены от известных коллекционеров, писателей, художников. Уже к 1939 г. музейное собрание насчитывало десятки тысяч экспонатов, включало старообрядческое литье, китайские благопожелательные лубки, православные иконы, буддийские танки и скульптуру, произведения русской и западноевропейской живописи, облачения священнослужителей, антирелигиозные плакаты, предметы культа, археологические и этнографические памятники.

-3
-4

Заключительный раздел выставки посвящен первым экспозициям и наиболее ярким выставкам – «рождественской» (1932 г.), «испанской» (1936 г.), «китайской» (1940 г.). «Первая экспозиция Музея представляла эволюцию религии с древнейших времен до современности, а также развитие идей свободомыслия, антиклерикализма и атеизма. Тогда же сложился метод показа, продиктованный спецификой объемно-пространственного решения интерьеров Казанского собора», – рассказывает автор выставки, заместитель директора Музея истории религии по научной работе Екатерина Терюкова.
Сотрудники вели активную научную работу, сотрудничали с ведущими исследователями того времени. На выставке представлены телеграммы от академика В. М. Алексеева директору Музея Ю. П. Францеву с просьбой принять в дар ряд предметов, в том числе китайский гадательный круг с компасом XIX в., который сейчас представлен на выставке. Здесь же можно увидеть бронзовые статуэтки Будды Шакьямунии и Ваджрасаттвы (Тибет, XVI в.), принадлежавшие Далай-ламе XIII.

Модель Боголюбского храна
Модель Боголюбского храна
Заказанные художнику С.Юдовину картинки ритуалов дополнены фотографиями
Заказанные художнику С.Юдовину картинки ритуалов дополнены фотографиями

Жителям и гостям Ленинграда, посещавшим Музей истории религии в Казанском соборе, запомнились зрелищные обстановочные сцены и макеты. Выполненные ленинградскими художниками, они создавали эффект «погружения», рождали живой отклик. Изготовлению каждого макета предшествовала исследовательская работа – так, историк М. И. Шахнович при участии консультанта доктора химических наук М. А. Блоха реконструировал кабинет алхимика конца XVI в., а научным консультантом макета «Дворцовый собор в Боголюбове» был исследователь древнерусской культуры Н. Н. Воронин. Фрагменты макетов «Камера испанской инквизиции» и «Комната алхимика» – муляжи пыточных инструментов, кандалов, химических сосудов, черепов, а также подлинные алхимические книги –– несомненно, привлекут внимание посетителей юбилейной выставки.

"Мефистофель" Марка Антокольского
"Мефистофель" Марка Антокольского

В центре зала на постаменте белоснежная скульптура задумавшегося на скале дьявола, смотрящего на микрофон и всех выступавших на открытии выставки. "Мефистофель" скульптора М.М.Антокольского (1840-1902) был создан на десять лет раньше врубелевского "Демона" в 1883 году. В это же время скульптор работал над образом Христа. По-видимому именно это противопоставление, возможно, подсознательно создатели выставки хотели подчеркнуть расположив микрофон напротив статуи

Директор музея Любовь Александровна Мусиенко открывает торжество

Любовь Александровна Мусиенко открывает выставку
На экране приветствующий музей директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский
На экране приветствующий музей директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский

Приветствие от министра культуры РФ Ольги Борисовны Любимовой

Приветствие от губернатора Петербурга А.Д.Беглова также зачитали

Из приглашённых выделялись представители лютеранской церкви. Одному их них (л ютеранской евангелической церкви)дали слово в начале выступлений

После церковника слово дали Юрию Витальевичу Мудрову, упомянувшему про 90-летие возглавляемого им ГМП "Исаакиевский собор" *)

Другой гость - директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Михайлович Некрасов проработал 8 лет в этом музее, когда он был в Казанском соборе

После Некрасова выступала куратор выставки, это видео я привела в начале статьи, а потом дали слово вооружённым силам

Чуть было не забыли о втором представителе лютеранской церкви, тоже сказавшем очень тёплые слова

После речей гости и сотрудники музея продолжили осмотр выставки в неформальной обстановке.

Всем посетителям Музея истории религии рекомендую не пропустить киоск во входной части здания. Там много интересного можно найти. Кроме серьёзных исторических книг, замечательные сувениры, обереги и уже появились красивые ёлочные игрушки.

сувениры в киоске музея
сувениры в киоске музея
ёлочные игрушки
ёлочные игрушки
Книги и изопродукция
Книги и изопродукция

А за киоском в общедоступном пространстве продолжает действовать до конца ноября выставка "200-летие науки о Египте" о которой писала ранее см. https://dzen.ru/media/id/5e6fba898008524d55ebaa39/200letie-nauki-o-egipte-6322e649ea2eba0e73c530d7

Витрины о египтологии, за ними Нестор-летописец
Витрины о египтологии, за ними Нестор-летописец

Все фото в альбоме https://vk.com/album-25385197_286973202

*) 12 апреля 1931 года, точнее, в ночь с 11 на 12 апреля, в Исаакиевском соборе торжественной демонстрацией опыта Фуко открылся Государственный Антирелигиозный музей. Эта дата стала важной вехой не только в истории музея, но и в истории самого собора как выдающегося архитектурного памятника.