Самый большой город на всём российском Северо-Востоке, центр территории размером с Индию, столица довольно самобытного национального то региона, самый холодный из крупных городов мира - от Якутска ожидаешь многого.
Размаха, колорита, городской среды, которая будет особенно впечатлять после огромных и почти безлюдных просторов Якутии.
Но, как выяснилось, всё, что есть в Якутске - это довольно своеобразный колорит, ну и немного размаха.
Якутская столица, один из старейших дальневосточных городов, была основана в очень выгодном месте - в самом центре Центральной Якутии, на густонаселённой по местным меркам равнине Туймаада.
Но за такое козырное расположение пришлось заплатить: Якутск находится на низком, болотистом берегу великой реки Лены, которая регулярно затапливает своими вешними водами некоторые районы города.
При этом на берег самой Лены город не выходит: от большой реки якутская столица отделена комариной поймой, которая щедро снабжает своими обитателями Якутск.
Зато на территории Якутска есть несколько крупных озёр-стариц.
А некоторые части города могут похвастаться каналами, совсем как Санкт-Петербург.
Якутия - регион далеко не самый бедный, а якутская столица, единственный на тысячи километров вокруг крупный город - тем более.
Однако, та неустроенность, плохо организованная инфраструктура, которая бросается в глаза в Якутии - она есть и в Якутске.
То, что принято поэтически называть "город контрастов":
Вечная мерзлота объединяет свои усилия с болотистой почвой и почти полным отсутствием ливневой канализации, и даже асфальтированные городские улицы идут волнами, а немногочисленные асфальтированные тротуары скрываются под водной гладью луж.
Да, якутская столица - самый крупный в мире город на вечной мерзлоте, и в таких условиях большие дома надо строить на сваях (чтобы с ними не случилось того же, что с городскими мостовыми).
Но в том же Норильске (тоже немаленький город) догадались скрывать бетонные сваи многоэтажек за плитами и другими загородками, а в Якутске эти места нередко превращаются в настоящее подполье, полное мусора и стоячей воды.
А теплотрассы, которые везде, кроме самого центра, идут по поверхности, занимают немалую часть городского пространства.
От Якутска как от большого, важного, быстро растущего города можно было бы ожидать масштабного и современного строительства, и оно там в принципе есть.
Но проблема в том, что выглядит оно как почти всё новое строительство на Дальнем Востоке, то есть неважно, и местами даже хуже - с поправкой на масштаб.
Якутск - город старый: когда в центре нынешнего Дальнего Востока, в Хабаровске и Владивостоке была глухая окраина Цинского Китая, тут уже стоял острог, из которого отправлялись многочисленные отряды дальше на восток.
Очень долго в якутской столице стояла деревянная башня острога и некоторые другие старые здания, но башня острога не так давно сгорела, прочие здания в основном тоже сгорели или развалились.
И нынешний "Старый Якутск" в центре - это пусть и неплохая, но имитация.
Видно, что на базе этого квартала планировалось создать что-то вроде культурно-туристического центра, но тут, как это часто бывает с общественными пространствами в Якутске, что-то пошло немного не так.
Да, в городе - даже в центре - остались старые районы частного сектора.
Но это хуже, чем может показаться: асфальта на тамошних улицах может не быть вовсе, и значительную часть года они представляют собой месиво из глины и гравия, как в какой-нибудь Чурапче, а между старых домов всё равно втыкают современные пластиковые высотки.
Бывает, что на этих улицах уже появляются новые дома, но сами улицы не меняются.
Самый контрастный и печально выглядящий якутский район - это кварталы южнее "городского канала" (озера Тёплое).
Там на старые деревянные кварталы наступает разномастная новая застройка.
В целом, где-то половина жилой зоны Якутска - это микрорайоны с многоэтажками (юг, центр, север города), остальное - частный сектор, есть и целые кварталы, состоящие исключительно из бараков (вот уж где особенно весело якутской зимой).
В целом, такое соотношение чуть-чуть больше в сторону многоэтажек, чем у обычного российского города, но в таких экстремальных природных условиях частного сектора обычно ещё меньше.
Да, появление новых многоэтажек далеко не всегда приводит к появлению нормальной городской среды (особенно если это не в центре), и в некоторых жилых комплексах автобус заходит на территорию - ну чтобы пассажиры могли в любой день года выйти из дома без резиновых сапогов.
Автобусная система в Якутске в целом нормальная: это не маршрутки, а машины покрупнее, сеть охватывает более-менее весь город.
Но "ПАЗики", из которых всё же в основном состоит подвижной состав - не лучший вариант для города такого размера, да и пробки периодически затрудняют движение.
Даже замечена остановка с табло прибытия автобусов - около автовокзала:
Но, конечно, такое устройство города стимулирует обзаводиться своим автомобилем, и автомобилизация в Якутске хотя и ниже, чем в настоящих дальневосточных регионах вроде Камчатки или Приморья, но явно выше чем в среднем по стране.
Якутск - хоть и центр Якутии, и главный транспортный узел региона, но объездной дороги здесь нет, улицы во многих местах недостаточно широки и асфальт не везде хорош.
А главное - больше месяца в году из Якутска вообще не выехать на автомобиле, а значительную часть остального времени выехать можно только через паром: мешает великая река Лена, отделяющая якутскую столицу и всю западную часть Якутии от остальной страны.
А вот даже не так давно построенный железнодорожный вокзал находится на другом берегу.
В условиях отсутствия городского железнодорожного вокзала роль главных ворот во внешний мир играет аэропорт, а ещё речной порт, откуда выполняются все пригородные и междугородние перевозки по Лене, а ещё часть рейсов на противоположный берег реки, который связывают Якутск и западную часть Якутии с внешним миром.
Речной порт, он же речной вокзал довольно беспорядочен и так же нескладно сделан, как и все якутские транспортные узлы: советского здание речного вокзала в основном пустует, зато поодаль пришвартована пара старых дебаркадеров, куда можно попасть по запутанной системе узких лесенок и трапов.
А в сторону города ведёт длинная немощёная дамба - хотя можно и на автобусе приехать.
Хотя в якутской столице ещё есть автовокзал, но он работает только до ближайших ("подгородных") левобережных улусов.
Якутск - не только самый крупный в России город без железной дороги, это ещё и один из наименее индустриальных городов такого размера: городская промышленность в основном сводится к отраслям, обеспечивающим жизнедеятельность якутской столицы, ну и ещё есть свой угольный разрез.
Ну и грузовой порт в городе велик и крайне важен для функционирования всего региона.
Что же есть хорошего в Якутске, кроме автобусной системы, правдоподобной реплики Старого Города и большой реки под боком?
Якутск - самый динамичный город российского Дальнего Востока: за постсоветские годы его население увеличилось вдвое.
И пусть это произошло в основном за счёт миграции и присоединения к Якутску пригородных сёл, город в любом случае выглядит живым и многолюдным, несмотря на все проблемы с инфраструктурой и средой обитания.
В 1950-е - 1970-е годы в якутской столице успели построить ансамбль центра города - проспект Ленина, соседние улицы и кварталы.
Тут в целом неплохая архитектура, почти везде есть тротуары.
Летом 2022-го года, впрочем, значительная часть проспекта была в процессе благоустройства совершенно московского масштаба - пешеходная зона, плитка, лавочки.
Хотя казалось бы - лучше привести в порядок что-нибудь за пределами одного из немногих якутских районов, который и так приличный.
Рядом с репликой деревянного Старого Якутска - кафедральный Преображенский Градо-Якутский собор, он может и не такой эффектный на вид, но это настоящее историческое здание конца XVIII века.
Но самая красивая постройка в Якутске - это здание казначейства 1911 г., где сейчас художественная галерея.
А вот самое большое дореволюционное якутское здание (Архиерейские покои) занято местным краеведческим музеем, который образовал вокруг себя что-то вроде кластера.
Кроме главного музейного здания, кластер вмещает в себя музей местной политической ссылки и громадный скелет гренландского кита под навесом.
Хотя собственно краеведческий музей пусть и интересен, и хорошо сделан, но уж больно невелик для такой большой территории.
Ещё в Якутске хороший городской парк культуры и отдыха, занявший часть соснового бора.
Попадаются здание в национальном стиле - вот, например, центр традиционной якутской религии на юге городского центра, за каналом.
Чуть дальше, где на трущобного вида старые малоэтажные кварталы наступают отдельные многоэтажки, можно обнаружить комплекс Якутской духовной семинарии, где основное здание - это новодел, а сопредельная Рождественская церковь относится к XVIII-XIX вв.
В Якутске смогли сделать туристический объект из местной вечной мерзлоты, которая в этих краях почти самая мощная на планете - до километра в толщину.
На окраине города, в склоне речной долины старые штольни продовольственного склада превратили в музей вечной мерзлоты.
И пусть из музейного здесь только новенькие ледяные изваяния, сама возможность потрогать это суровое природное явление стоит того.
Рядом с музеем - "эколого-этнографический комплекс" Чочур-Муран, что-то среднее между небольшим развлекательным центром и недоделанным музеем традиционной архитектуры под открытым небом.
Ещё есть музей мерзлоты в институте мерзлотоведения, но у него какие-то не вполне ясные часы работы.
Зато около этого института, на юге Якутска - ещё один приличный городской район, хотя вокруг болото и пустыри.
Видимо, когда-то это было что-то вроде академгородка - шутка ли, главное научное учреждение огромного региона.
А сейчас это просто самая престижная часть Якутска за пределами центра - судя по домам, которые тут строятся.