Продолжаем рассуждения о Власти Будущего, начатые в прежней статье. Власть создает среду, пронизанную связями и зависимостями. По сути, эта среда с определенным набором правоотношений. При этом стороны соблюдают и писаные, и неписаные правила. С писаными правилами всё более или менее понятно, а вот с неписаными правилами – дело другое. Но всё по порядку.
Под властью в статье мы будем понимать не саму власть как систему, а её инфраструктуру, в которой работают служащие. Это люди власти от руководителей до клерков.
Традиционная власть использует небольшой набор инструментов: насилие и манипулирование. Степень их использования зависит от объема власти и наличия определенного набора ресурсов. А каковы условия существования Власти Будущего?
Власть, основанная на доверии
Существует мнение, что власть должна быть основана на доверии [1, с.243]. Это очень привлекательная возможность! Доверие предусматривает взаимность и определенную открытость. Именно поэтому существенное значение имеет установление срока пребывания конкретного служащего в инфраструктуре власти. Назовем такого служащего человеком власти.
Мы привыкли к тому, что срок пребывания человека в инфраструктуре власти определяется нормой права. Однако всегда ли это оправдано? Установление таких сроков указывает на недоверие общества к власти.
Тем не менее, срок пребывания служащего человека во власти должен устанавливаться не сроками, которые установлены законом, а требованиями самих граждан без войн и конфликтов. При этом в законе должна быть подробно описана сама процедура и конкретные условия направления таких требований к конкретному служащему в инфраструктуре власти (человеку власти). Так проявляется взаимное доверие между обществом и властью.
Эффективность пребывания человека власти в своей должности не может зависеть от срока пребывания, установленного законом. Он обязан каждый день своего служения доказывать свою личную эффективность.
В росте своей эффективности служащий человек власти достигает через повышение своего образовательного уровня (постоянное образование и самообразование), через приобретение и применение новых знаний и навыков, через эффективные управленческие и политические решения.
Надзор общества за деятельностью людей власти должен быть постоянным. Это не надзор толпы. Охлократия должна быть исключена из социальной действительности. Никаких цветных революций! Любое их проявление должно подавляться жёстко с максимальным наказанием за участие в них! Организаторы таких сборищ должны нести ещё более суровое наказание, чем участники.
Возможен и добровольный уход человека из инфраструктуры власти. Одной из причин такого добровольного ухода может быть появление нового потенциального служащего (возможно, лидера), способного выполнять конкретные функции в инфраструктуре власти. Именно поэтому действующий служащий уходит в отставку из соображений общественной пользы.
Появление нового потенциального человека власти не является основанием для его входа во властную инфраструктуру. Необходима проверка его умений: умения подчиняться, умения ведать, умения правильно мыслить. Проверяются также его эрудированность, преданность и надежность. Только после такой проверки может начаться служение нового человека власти.
Сразу отмечу, что всё сказанное не относится к социальным проектам, которые имеют ограниченный срок реализации. Человек власти, управляющий социальным проектом, по его окончании завершает свою службу в инфраструктуре власти.
Контуры Власти Будущего
Власть полная, содержательная, осмысленная создает среду доверия, понимания и сотворения. Сотворение, то есть совместная деятельность власти и общества, достигает особого результата, способного стать базовым ресурсом развития общества.
В нашей текущей реальности масштабного и явного Сотворения пока не состоялось. Тем не менее, если власть создаст для него условия, возникнут и необходимые процессы. Таким базовым процессом может оказаться социальная самоорганизация, которая и создает условия для совместного творчества общества и власти, для сотворения.
Социальная самоорганизация является одной из трех важных социальных потребностей. Она базируется на двух принципах:
1. Частное находит своё место в общественном, а общественное находит своё место в частном;
2. Разнообразие социального бытия дает Обществу устойчивость и единство [2, с.141].
Общество и власть, осуществляя совместную деятельность, несут взаимную ответственность. Не только общество контролирует инфраструктуру власти, но и инфраструктура власти контролирует общество, точнее, социальную самоорганизацию. Ведь важно, чтобы общество не впадало в охлократию.
«Механизм взаимного контроля является естественным и необременительным. Это как договор о совместной деятельности, где есть раздел «ответственность». Следовательно, ответственность взаимная, контроль взаимный. Соответственно, и Социальная самоорганизация — это естественный процесс, это естественное состояние общества» [2, c. 142].
Так совместная деятельность общества и инфраструктуры власти способствует достижению общего полезного результата для всей социальной системы.
Как вам такая Картина Власти Будущего?
__________________________________________________________________________
1. Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. – М. Эскмо, 2007
2. Арапов С.В. Право Перемен в исторической системе координат. – Санкт-Петербург, 2017
#наука #политика #общество #право #история #будущее #власть